27-й день
199
как первопричины мира и отрицав-
шее существование Бога как Лично-
сти). Православие, Церковь, Таин-
ства? были для него понятиями, не
заслуживающими серьезного внима-
ния. Преподобный Герман много
беседовал с ним. Впоследствии
С. И. Яновский писал: «Ежедневно
беседовали мы с ним до полночи и
даже за полночь о любви Божией, о
вечности, о спасении души, о христи-
анской жизни. Сладкая речь неумол-
каемым потоком лилась из уст его!
Такими постоянными беседами и мо-
литвами святого старца Господь со-
вершенно обратил меня на путь ис-
тинный, и я сделался настоящим
христианином». Он называл старца
«святым мужем», «великим подвиж-
ником». Как великую драгоценность
он хранил у себя письма преподобно-
го Германа. Такое же благоговение к
личности святого испытывали и мно-
гие другие его современники. Янов-
ский приводит внешний облик стар-
ца: «Живо помню я,? говорит он,?
все черты сиявшего благодатью лица
старца, его приятную улыбку, крот-
кий, привлекательный взор, смирен-
ный, тихий нрав и его приветливое
слово. Он был росту небольшого, лицо
имел бледное, покрытое морщинами,
глаза серо-голубые, исполненные
блеска, а на голове у него было полно
седых волос. Речь его была негром-
кая, но весьма приятная». Отец Гер-
ман жил сначала возле храма Мис-
сии, на Кадьяке, а после переселился
на близлежащий остров Еловый, ко-
торый назвал «Новый Валаам».
Остров Еловый был последним при-
ютом в многотрудных апостольских
странствованиях святого старца.
Иногда преподобный бывал в гостях у
православных жителей на американ-
ском континенте и в душеспаситель-
ных беседах проводил время за пол-
ночь. Ел он очень мало: немного
рыбы и овощей составляли весь его
обед. Тело свое изнурял постом, бде-
нием и гштнадцатифунтовыми вери-
гами.
Преподобный Герман предсказал
своим духовным детям время своей
кончины и объяснил, как похоронить
его. 13 декабря 1837 года он просил
зажечь перед иконами свечи и читать
Деяния святых апостолов. Во время
чтения о трудах святых благовестни-
ков святой старец перешел от земных
трудов к небесному упокоению на
81 году жизни. Над могилой его пер-
воначально был установлен простой
деревянный памятник, затем соору-
жена скромная деревянная церковь,
освященная во имя святых Сергия и
Германа, Валаамских чудотворцев. В
этом храме хранится старинное изоб-
ражение преподобного Серафима Са-
ровского, находившееся в келий свя-
того старца Германа при его земной
жизни: старец любил и чтил своего
прославленного современника и
единодушного с ним великого работ-
ника на ниве Божией. Господу было
угодно одновременно благословить на
великое служение людям этих двух
благоговейных подвижников безмол-
вия и умного делания. Преподобный
Герман с любовью отзывался на скор-
би и нужды людей во время своей
земной жизни. Не оставляет он без
помощи взывающих к нему и после
своего преставления.
Наиболее известный случай мо-
литвенного предстательства препо-
добного Германа находится в житии
первого православного епископа Аме-
рики? святителя Иннокентия, мит-
рополита Московского (память
31 марта и 23 сентября). В 1842 году
святитель на бриге «Охотск» направ-
лялся на остров Еловый. Из-за бури
корабль долго не мог войти в гавань,
и жизнь команды и пассажиров была
под угрозой. Тогда святитель Инно-
кентий обратился с молитвой к препо-
добному Герману: «Если ты, отец
Герман, угодил Господу, то пусть
переменится ветер». Не прошло и
четверти часа, как ветер переменил-
ся и сделался попутным. И вскоре
святитель, спасшийся от бури, слу-
жил панихиду на могиле святого
Германа.
С 1860-х годов Русская Правос-
лавная Церковь знала о большом
почитании памяти старца Германа
на Кадьяке. В 1867 году один из
Аляскинских епископов составил
описание его жизни и чудес. Первое
сообщение об отце Германе было
напечатано в Валаамском монастыре
в 1894 году. В 1930-х годах другой
русский православный монах ?
архимандрит Герасим (Шмальц) при-
был на остров Еловый и долго жил
там подобно преподобному Герману.
Перед своей кончиной в 1969 году
архимандрит Герасим открыл остан-