|
|||
27-й день
|
211
|
||
|
|||
лай отличался глубоким благочести-
ем, усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву, щедро разда- вал милостыню бедным. Это заметно выделяло его среди современников, так что многие стали хвалить святого Николая. Не желая славы от людей, святой Николай стал юродствовать во Христе. Он оставил свой богатый дом, оделся в рубище и так скитался по городу в любое время года, претерпе- вая холод и нищету. Тогда люди перешли к другой крайности: стали злословить святого, наносить ему вся- кие обиды и даже побои, что благо- творно содействовало нравственному совершенствованию блаженного. Гос- подь прославил Своего угодника да- рами прозорливости и чудотворений. Однажды слуги богатого новгородца без ведома хозяина прогнали блажен- ного со званого пира. Когда он ушел, у хозяев исчезло вино в сосудах. Хозяин, узнав, что приходил блажен- ный Николай и что его прогнали, послал вернуть его. И когда святой вернулся, вино вновь обрелось в сосудах. Блаженный Николай жил на Со-
фийской стороне Новгорода. На Тор- говой стороне в то же время подвизал- ся блаженный Феодор, также юроди- вый Христа ради (память 19 января). Оба святых, обличая распри новго- родцев? Софийской и Торговой сто- рон, мнимо враждовали. Они изгоня- ли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону. Блаженный Ни- колай прогонял святого Феодора, бро- сая в него кочаны капусты, за что и был прозван Кочановым. После кончины блаженного Нико-
лая, 27 июля 1392 года, его тело было погребено, по завещанию святого, на |
краю кладбища, расположенного вок-
руг Иаковлевского собора, близ дороги. В 1554 году над могилой святого
был построен каменный храм во имя святого великомученика Пантеле- ймона, но в народе он назывался храмом святого Николая чудотворца Кочанов а. Этот храм пользовался особым почитанием Новгородских святителей, которые обязательно (по уставу Софийского собора) посещали его в четверг Недели мясопустной: «А в тот же день (четверток мясопу- стной) едет святитель к святому Ни- коле Кочанову в церковь прощаться». В ХУП веке, в день памяти блаженно- го Николая, в том храме служба совершалась архиереем. В 1815 году над мощами блажен-
ного Николая была устроена новая резная гробница с сенью. На иконах блаженный Николай, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображается босым, полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой. В Ико- нописном подлиннике о нем сообща- ется «Подобием сед власы, главою плешив, брада долга аки Алексия, митрополита Московскаго, на конце раздвоилась, шуба княжеская, испод- няя лазоревая, подпоясан платом». Литература
1, Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чти- мых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901, с. 293?297. 2. Ковалевский К, священник.
Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. Изд. 3-е. М., 1902. |
||
|
|||