|
|||
27-й день
|
225
|
||
|
|||
Святые равноапостольные
Климент, Наум, Савва, Горазд н
Ангеляр, славяне по происхожде- нию, были учениками святых рав- ноапостольных Мефодия и Ки- рилла, учителей Словенских (па- мять 11 мая) и помогали святым братьям в деле просвещения славян- ского народа и в их борьбе против латинских проповедников за утвер- ждение Православия в Моравии. Пос- ле кончины святителя Мефодия (Ш апреля 885), по его благослове- нию, преемником на Моравской ка- федре стал святой Горазд, уроженец Моравии, и наиболее опытный из учеников святителя, прекрасно вла- девший греческим и латинским языками. Святитель Горазд с усердием
окормлял свою паству, и противники Православия?немецкое духов ен- ство, много причинившие вреда свя- тым Кириллу и Мефодию, начали против него и его сподвижников активную деятельность, пытаясь на- строить против народ. Когда это не удалось, они оклеветали святителя Горазда и святых пресвитеров Кли- мента, Наума, Савву и Ангеляра перед моравским князем Святопол- ком, обвинив в заговоре и в распро- странении ложного учения. Латин- ские миссионеры предъявили святым те же обвинения, которые они ранее выдвигали и против их учителей ? равноапостольных Кирилла и Мефо- дия: в совершении Богослужения на славянском языке, в переводе Богос- лужебных книг и книг Священного Писания на славянский язык, в не- верном, по их мнению, учении об исхождении Святого Духа и т. д. Святополк нашел святителя Горазда виновным и, так как сам в то время был занят войной, предоставил их противникам право суда над святите- лем и его помощниками. Латинские миссионеры, в течение многих лет безуспешно пытавшиеся искоренить Православие в Моравии, теперь тор- жествовали: началось жестокое гоне- ние на православных. Святитель Го- разд и святые пресвитеры, а также многие другие христиане были бро- шены в темницу. Через восемьдесят дней, после жестоких истязаний од- них (в преклонном возрасте) изгнали из страны разными дорогами, чтобы разлучить между собой, других про- |
дали в рабство евреям. Посол визан-
тийского императора в Венеции Ва- силий Македонянин выкупил на ве- нецианском рынке некоторых из них и переправил их в Константинополь. Изгнанные же разными путями от- правились в Болгарию, где были с честью встречены болгарским князем Борисом (852?888, в Крещении Ми- хаил), утвердившем христианство в Болгарии и собиравшем при своем дворе людей благочестивых и просве- щенных. О пребывании святителя Горазда
в юго-западной Болгарии свидетель- ствует список болгарских архиеписко- пов 1156 года, где его имя упомина- ется между Мефодием и Климентом, а также храм и монастырь во имя святителя близ Берата в Албании, где под спудом почивают его мощи. Свя- титель Горазд скончался, очевидно, не позднее 896 года, так как в том году архиепископом Болгарии был поставлен святой Климент. Вместе со святителем Гораздом в
юго-западной Болгарии подвизался и святой Савва. Святой Климент, изгнанный из
Моравии, пришел в Болгарию вместе с другими исповедниками ? святыми Наумом и Ангеляром. При первом же вступлении на болгарскую землю они подверглись искушению. В селении на берегу Дуная святые решили отдохнуть после долгого пути. Им указали на дом страннолюбивого че- ловека, где тяжело болел единствен- ный сын хозяина. Не зная об этом, святые направились к дому, но когда вошли, юноша умер. Безутешный отец обратил свой гнев на странни- ков, обвиняя их в чародействе и грозя отдать под суд. Святые как могли утешали скорбного отца, а затем стали молиться над умершим. По их молитве юноша воскрес. В Болгарии святые Климент, На-
ум и Ангеляр некоторое время жили при дворе князя Бориса, утверждая в Православии знатных людей. Вскоре святой Ангеляр скончался и был погребен, очевидно, в Плиске, быв- шей тогда столицей Болгарии. Через некоторое время князь Бо-
рис послал святого Климента просве- щать болгар в Кутмичивице (область в Македонии) и подарил ему при этом три дворца ? в Деболе, около Охрид и около Главеницы. |
||
|
|||