27-й день
225
Святые         равноапостольные
Климент, Наум, Савва, Горазд н
Ангеляр, славяне по происхожде-
нию, были учениками святых рав-
ноапостольных Мефодия и Ки-
рилла, учителей Словенских
(па-
мять 11 мая) и помогали святым
братьям в деле просвещения славян-
ского народа и в их борьбе против
латинских проповедников за утвер-
ждение Православия в Моравии. Пос-
ле кончины святителя Мефодия
апреля 885), по его благослове-
нию, преемником на Моравской ка-
федре стал святой Горазд, уроженец
Моравии, и наиболее опытный из
учеников святителя, прекрасно вла-
девший греческим и латинским
языками.
Святитель Горазд с усердием
окормлял свою паству, и противники
Православия?немецкое духов ен-
ство, много причинившие вреда свя-
тым Кириллу и Мефодию, начали
против него и его сподвижников
активную деятельность, пытаясь на-
строить против народ. Когда это не
удалось, они оклеветали святителя
Горазда и святых пресвитеров Кли-
мента, Наума, Савву и Ангеляра
перед моравским князем Святопол-
ком, обвинив в заговоре и в распро-
странении ложного учения. Латин-
ские миссионеры предъявили святым
те же обвинения, которые они ранее
выдвигали и против их учителей ?
равноапостольных Кирилла и Мефо-
дия: в совершении Богослужения на
славянском языке, в переводе Богос-
лужебных книг и книг Священного
Писания на славянский язык, в не-
верном, по их мнению, учении об
исхождении Святого Духа и т. д.
Святополк нашел святителя Горазда
виновным и, так как сам в то время
был занят войной, предоставил их
противникам право суда над святите-
лем и его помощниками. Латинские
миссионеры, в течение многих лет
безуспешно пытавшиеся искоренить
Православие в Моравии, теперь тор-
жествовали: началось жестокое гоне-
ние на православных. Святитель Го-
разд и святые пресвитеры, а также
многие другие христиане были бро-
шены в темницу. Через восемьдесят
дней, после жестоких истязаний од-
них (в преклонном возрасте) изгнали
из страны разными дорогами, чтобы
разлучить между собой, других про-
дали в рабство евреям. Посол визан-
тийского императора в Венеции Ва-
силий Македонянин выкупил на ве-
нецианском рынке некоторых из них
и переправил их в Константинополь.
Изгнанные же разными путями от-
правились в Болгарию, где были с
честью встречены болгарским князем
Борисом (852?888, в Крещении Ми-
хаил), утвердившем христианство в
Болгарии и собиравшем при своем
дворе людей благочестивых и просве-
щенных.
О пребывании святителя Горазда
в юго-западной Болгарии свидетель-
ствует список болгарских архиеписко-
пов 1156 года, где его имя упомина-
ется между Мефодием и Климентом,
а также храм и монастырь во имя
святителя близ Берата в Албании, где
под спудом почивают его мощи. Свя-
титель Горазд скончался, очевидно,
не позднее 896 года, так как в том
году архиепископом Болгарии был
поставлен святой Климент.
Вместе со святителем Гораздом в
юго-западной Болгарии подвизался и
святой Савва.
Святой Климент, изгнанный из
Моравии, пришел в Болгарию вместе
с другими исповедниками ? святыми
Наумом и Ангеляром. При первом же
вступлении на болгарскую землю они
подверглись искушению. В селении
на берегу Дуная святые решили
отдохнуть после долгого пути. Им
указали на дом страннолюбивого че-
ловека, где тяжело болел единствен-
ный сын хозяина. Не зная об этом,
святые направились к дому, но когда
вошли, юноша умер. Безутешный
отец обратил свой гнев на странни-
ков, обвиняя их в чародействе и грозя
отдать под суд. Святые как могли
утешали скорбного отца, а затем
стали молиться над умершим. По их
молитве юноша воскрес.
В Болгарии святые Климент, На-
ум и Ангеляр некоторое время жили
при дворе князя Бориса, утверждая в
Православии знатных людей. Вскоре
святой Ангеляр скончался и был
погребен, очевидно, в Плиске, быв-
шей тогда столицей Болгарии.
Через некоторое время князь Бо-
рис послал святого Климента просве-
щать болгар в Кутмичивице (область
в Македонии) и подарил ему при этом
три дворца ? в Деболе, около Охрид и
около Главеницы.