278
Месяц июль
монашество с именем Питирим. Че-
рез некоторое время он был рукополо-
жен во иеродиакона и во иеромонаха.
Богоугодная жизнь святого Питири-
ма была образцом для других иноков.
Около 1680 года собором братии свя-
той Питирим был избран игуменом
монастыря. Опытный в духовной
жизни, святой игумен умело управ-
лял братией, милосердием и крото-
стью исправляя заблудших, приме-
ром своей жизни побуждая иноков к
большему подвигу. В 1684 году он
был возведен в сан архимандрита.
Заботясь об укреплении в иноках
духа строгого подвижничества, свя-
той Питирим в своем служении про-
явил особую любовь к благолепию
храмов. Под руководством мудрого
наставника Предтеченская обитель
достигла духовного расцвета.
Несмотря на всеобщее уважение,
святой Питирим отличался глубоким
смирением и кротостью. В своих
трудах он все упование возлагал на
помощь Божию. С 1681 года, когда
Вязьма отошла к Смоленской епар-
хии, в Предтеченском монастыре по-
селился викарный епископ Смолен-
ского митрополита.
1 сентября 1684 года святой Пити-
рим, по благословению Патриарха
Иоакима (1674?1690), получил но-
вое церковное послушание ? был на-
значен на Тамбовскую кафедру. 15
февраля 1685 года, в Неделю блудно-
го сына, в Успенском соборе в Москве
Святейший Патриарх Иоаким руко-
положил его во епископа. Однако в
Тамбов святитель отправился не сра-
зу. Очевидно, на некоторое время он
был оставлен при Патриархе. Во
время пребывания в Москве святи-
тель Питирим изучил положение и
нужды Тамбовской епархии и разра-
ботал план необходимых меропри-
ятий для укрепления благочестия в
своей пастве и распространения хри-
стианства среди иноверцев, в боль-
шинстве составлявших население то-
го края.
Тамбовская епархия была образо-
вана незадолго до назначения на нее
святителя Питирима?в 1682 году.
Поэтому епархию населяли в основ-
ном люди, непросвещенные светом
Христовой веры: язычники (мордва,
черемисы, мещера), магометане (та-
тары),?а также раскольники. Среди
населения было много ссыльных из
аскетической настроенностью. Он
строго соблюдал посты, любил молить-
ся и избегал праздных развлечений,
детских шалостей и забав. Благоговея
перед всеми святыми, Прокопий осо-
бенно чтил своего небесного покрови-
теля? преподобного Прокопия Дека-
полита (VIII; память 27 февраля), в
день памяти которого он родился.
Достигнув совершеннолетия, свя-
той Прокопий испросил благослове-
ние родителей и поступил послушни-
ком в Вяземский Иоанно-
Предтеченский монастырь, основан-
ный преподобным Герасимом Бол-
динским (1"1554; память 1 мая). Этот
монастырь, расположенный вблизи
Вязьмы, отличался строгостью уста-
ва, введенного его святым основате-
лем. Вступив на путь монашеских
подвигов, святой Прокопий с усерди-
ем стал подвизаться в посте, бдении и
молитве. Неленостно исполняя возло-
женные на него монастырские послу-
шания, он к обязательным трудам
прилагал добровольные, стараясь ни-
когда не быть праздным, читал на-
ставления и жития святых отцов,
стремясь в своей жизни подражать их
подвигам.
На двадцать первом году жизни
святой Прокопий был пострижен в