28-и день
279
центральной России и беглых пре-
ступников. Святителю Питириму
предстояло бороться с язычеством,
сектантством и грубостью нравов.
Укрепив себя на предстоявший под-
виг постом и молитвой и испросив
благословение у мощей Московских
святителей и чудотворцев и препо-
добного Сергия, святитель Питирим в
начале 1686 года выехал в Тамбов.
По пути он заехал в Воронеж для
духовной беседы со святителем Мит-
рофаном Воронежским. Торжествен-
ная встреча в первом городе епар-
хии ? Козлове смутила смиренного
святителя, поэтому в Тамбов он
въехал с сопровождавшими его нес-
колькими монахами и келейником
Василием еще до восхода солнца, и
лишь немногие благочестивые хри-
стиане встретили его в храме за
ранним Богослужением.
Из сохранившихся в записях дел
святителя Питирима первым его де-
лом по прибытии на Тамбовскую
кафедру значится выдача в дни
Святой Пасхи 1686 года грамоты
Козловскому монастырю на постро-
ение каменного соборного храма во
Имя Святой Троицы. Повсюду стали
строиться храмы, благолепному укра-
шению которых святитель Питирим
придавал особое значение. Дело это
было особенно трудным из-за край-
ней нищеты населения. Умелое руко-
водство и личная нестяжательность
святителя позволили ему при мало-
численных средствах достигнуть в
этом деле значительных результатов.
Только в Тамбове было построено
несколько храмов ? свой для каждой
слободы города. После кончины свя-
тителя в епархии было 168 храмов.
Особую пастырскую заботу про-
явил святитель о монастырях. По его
инициативе были построены и новые
обители: женская Вознесенская в
Тамбове (1692), игуменией которой
стала сестра святителя Екатерина и
мужская Тригуляевская во имя Кре-
стителя Господня Иоанна (1691) в
семи верстах от Тамбова, в пустын-
ном, окруженном лесами месте. На-
звание эта обитель получила в связи с
тем, что святитель Питирим любил
уединение и при всякой возможности
гулял в окрестностях Тамбова и в
одиночестве предавался богомыслию.
Однажды (15 сентября 1688 года) он,
совершая прогулку с навестившим
его святителем Митрофаном Воро-
нежским и благочестивым иноком
Иннокентием, просил у них совета о
выборе места для построения обите-
ли. Все трое пришли в уединенное
место, которое и благословили для
основания обители.
Заботясь о благолепном украше-
нии храмов и монастырей, святитель
Питирим старался, чтобы и населен-
ные пункты имели вид христианских
поселений. Так, сразу по прибытии в
Тамбов на крепостных воротах и в
городских слободах, около карауль-
ных постов он установил распятия
Христа Спасителя и иконы Вожией
Матери, которые привез с собой.
Ограждая город иконами, святитель
вверял его покрову Господа и Божией
Матери и возбуждал в жителях благо-
честие. Привезенная святителем Пи-
тиримом копия чудотворной Смолен-
ской иконы Божией Матери, выпол-
ненная, возможно, им самим, была
поставлена в Преображенском кафед-
ральном соборе в Тамбове. Эта икона,
а также привезенные святителем Ка-
занская (также написанная, вероят-
но, им самим) и Йльинско-
Черниговская, получившая затем на-
звание Тамбовской, иконы (и икона
Святителя Николая) прославились чу -
дотворениями. Девпетерувская (Пи-
тиримовская) икона Божией Матери
была родительским благословением
святителю, с ней он не расставался до
конца жизни и завещал ее перед
кончиной кафедральному собору.
Много трудов приложил святитель
для обращения в христианство языч-
ников и магометан и для вразумле-
ния раскольников. Край, где прежде
процветали грабежи и разбой, благо-
даря трудам и молитве святителя
Питирима стал краем религиозным.
Обращения святителя к пастве отли-
чались кротостью и доступностью.
Объезжая свою епархию с проповедью
слова Божия, святитель словом ис-
кренней любви к пастве, кротостью и
смирением сеял в душах семена веры
и благочестия. Святитель отличался
удивительным снисхождением даже
к нравственно падшим людям. Со
всеми он обращался одинаково ровно
и кротко, как истинный друг и брат. В
то же время он был по-отечески
требователен. Его двери были откры-
ты для всех приходивших за советом
и помощью. Нетребовательный в лич-