|
|||
28-и день
|
279
|
||
|
|||
центральной России и беглых пре-
ступников. Святителю Питириму предстояло бороться с язычеством, сектантством и грубостью нравов. Укрепив себя на предстоявший под- виг постом и молитвой и испросив благословение у мощей Московских святителей и чудотворцев и препо- добного Сергия, святитель Питирим в начале 1686 года выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Мит- рофаном Воронежским. Торжествен- ная встреча в первом городе епар- хии ? Козлове смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал с сопровождавшими его нес- колькими монахами и келейником Василием еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые хри- стиане встретили его в храме за ранним Богослужением. Из сохранившихся в записях дел
святителя Питирима первым его де- лом по прибытии на Тамбовскую кафедру значится выдача в дни Святой Пасхи 1686 года грамоты Козловскому монастырю на постро- ение каменного соборного храма во Имя Святой Троицы. Повсюду стали строиться храмы, благолепному укра- шению которых святитель Питирим придавал особое значение. Дело это было особенно трудным из-за край- ней нищеты населения. Умелое руко- водство и личная нестяжательность святителя позволили ему при мало- численных средствах достигнуть в этом деле значительных результатов. Только в Тамбове было построено несколько храмов ? свой для каждой слободы города. После кончины свя- тителя в епархии было 168 храмов. Особую пастырскую заботу про-
явил святитель о монастырях. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1692), игуменией которой стала сестра святителя Екатерина и мужская Тригуляевская во имя Кре- стителя Господня Иоанна (1691) в семи верстах от Тамбова, в пустын- ном, окруженном лесами месте. На- звание эта обитель получила в связи с тем, что святитель Питирим любил уединение и при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1688 года) он, совершая прогулку с навестившим |
его святителем Митрофаном Воро-
нежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места для построения обите- ли. Все трое пришли в уединенное место, которое и благословили для основания обители. Заботясь о благолепном украше-
нии храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населен- ные пункты имели вид христианских поселений. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах, около карауль- ных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Вожией Матери, которые привез с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благо- честие. Привезенная святителем Пи- тиримом копия чудотворной Смолен- ской иконы Божией Матери, выпол- ненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафед- ральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Ка- занская (также написанная, вероят- но, им самим) и Йльинско- Черниговская, получившая затем на- звание Тамбовской, иконы (и икона Святителя Николая) прославились чу - дотворениями. Девпетерувская (Пи- тиримовская) икона Божией Матери была родительским благословением святителю, с ней он не расставался до конца жизни и завещал ее перед кончиной кафедральному собору. Много трудов приложил святитель
для обращения в христианство языч- ников и магометан и для вразумле- ния раскольников. Край, где прежде процветали грабежи и разбой, благо- даря трудам и молитве святителя Питирима стал краем религиозным. Обращения святителя к пастве отли- чались кротостью и доступностью. Объезжая свою епархию с проповедью слова Божия, святитель словом ис- кренней любви к пастве, кротостью и смирением сеял в душах семена веры и благочестия. Святитель отличался удивительным снисхождением даже к нравственно падшим людям. Со всеми он обращался одинаково ровно и кротко, как истинный друг и брат. В то же время он был по-отечески требователен. Его двери были откры- ты для всех приходивших за советом и помощью. Нетребовательный в лич- |
||
|
|||