280
Месяц июль
ной жизни, он все свои средства
тратил на храмы, монастыри и нуж-
ды ближних. Избегая всяких удобств,
святитель совершал поездки по епар-
хии в простой повозке.
Вновь открытые храмы требовали
новых пастырей. Одной из забот
святителя Питирима было избрание и
подготовка кандидатов в священни-
ки. Он неукоснительно требовал, что-
бы прихожане избирали кандидата-
ми только грамотных людей. В своем
доме он устроил специальную школу,
где сам готовил избранного к приня-
тию священного сана.
В 1694 году святитель Питирим
приступил к строительству каменного
кафедрального собора, который был
закончен уже после его кончины. При
святителе был освящен только юж-
ный придел в нижнем этаже собора ?
во имя Святителя и Чудотворца
Николая. Новый собор святитель
снабдил за свой счет необходимой
утварью, ризами (одна из риз святи-
теля Питирима была передана
позднее святителю Иннокентию Ир-
кутскому).
Святитель Питирим с детства лю-
бил Богослужения. Он часто служил и
заботился о благоговейном соверше-
нии служб, внятном пении и чтении.
Нередко он сам становился на клирос,
чтобы научить певцов правильному
пению. Святитель учил свою паству с
благоговением относиться к священ-
ным предметам. Заботясь о торже-
ственности Богослужений, он устано-
вил в праздничные дни крестные
ходы из соборного храма в тот храм,
где были престольные торжества.
Слава о святительских трудах
Тамбовского архипастыря распро-
странилась за пределами епархии. О
нем было хорошо известно при дворе
Московских государей Иоанна и Пет-
ра Алексеевичей, которые неоднок-
ратно удовлетворяли прошения свя-
тителя Питирима о нуждах епархии.
В 1690 году святитель Питирим уча-
ствовал в Соборе Русской Церкви,
избравшем Святейшего Патриарха
Адриана (1690?1700).
На архиерейской кафедре святи-
тель Питирим не только не ослабил
подвижнические труды, но еще более
усилил монашеские подвиги. Среди
благочестивых душевных занятий он
не оставлял и физический труд. Око-
ло архиерейского дома святитель сво-
ими руками ископал колодец, над
которым позднее была построена ча-
совня, а с 1868 года к нему стал
совершаться крестный ход для освя-
щения воды. Однажды во время
тяжелой болезни святителя Питири-
ма Господь утешил его дивным виде-
нием. Во время молитвы святитель
просил не здравия и продления жиз-
ни, но с любовью и надеждой испра-
шивал оставления грехов и дарова-
ния вечной жизни в Царстве Небес-
ном. Он обратился с просьбой хода-
тайствовать о нем своего покровите-
ля, которому молился всю жизнь?
святого Прокопия Декаполита. Во
время этой молитвы ему явился
преподобный Прокопий и стал мо-
лить о нем Господа. По молитве
преподобного в облаке явился Спаси-
тель и благословил святителя Пити-
рима. После кончины святителя это
явление было запечатлено на иконе,
помещенной над его гробницей.
После болезни, во время которой
святителю явились Господь и препо-
добный Прокопий, святитель Пити-
рим прожил еще около трех лет. Но
силы не вернулись к нему полностью,
и он постоянно недомогал. Поэтому
он и не смог закончить многие из
своих начинаний, в частности, до-
строить кафедральный собор. Кончи-
на святого последовала 28 июля 1698
года. Он был с честью погребен в
освященном им Никольском приделе
нового кафедрального собора, над
могилой была устроена деревянная
резная гробница.
Сначала память святителя Пити-
рима совершалась в Тамбовской
епархии местно. От его гробницы
совершались исцеления больных. В
начале XIX века в Тамбовском ка-
федральном соборе была заведена
книга, в которой отмечались чудес-
ные исцеления от гробницы святите-
ля. Эти записи свидетельствуют, что
к святителю Питириму с просьбой об
исцелении обращались не только пра-
вославные, но и иноверцы. Боже-
ственные откровения побуждали лю-
дей со всех концов России ехать в
Тамбов за благодатной помощью, ис-
текавшей от гробницы еще не прос-
лавленного святого. В 1914 году свя-
титель Питирим был причислен к
лику святых Русской Церкви.