29-й день
299
В скором времени местному жите-
лю по имени Иоанн, бывшему два-
дцать лет в расслаблении, явился в
сонном видении Святитель Николай,
повелел прикоснуться к его иконе,
обретенной у реки Великой, и обещал
исцеление. Иоанн усомнился в истин-
ности видения. На следующую ночь
Святитель Николай вновь повелел
расслабленному пойти к его иконе.
Тогда Иоанн рассказал домашним о
явлениях Святителя. Когда расслаб-
ленного принесли в дом, где была
чудотворная икона, он увидел исхо-
дивший от святого образа свет, как от
множества свечей. После поклонения
святой иконе Иоанн стал совершенно
здоров.
Узнав об обретении святого образа
и о совершившемся чуде, жители той
местности построили часовню и пере-
несли туда образ Святителя Николая.
Вскоре весть о святой иконе Святите-
ля Николая распространилась по всей
Вятской земле, и многие стали прихо-
дить к чудотворному образу. По мо-
литвам Святителя от его иконы исце-
лялись различные недуги. Правос-
лавные жители решили построить во
имя Святителя Николая храм, избра-
ли для этого место и стали заготавли-
вать материалы. Однако заготовлен-
ные бревна чудесным образом оказа-
лись на другом месте ? на возвышен-
ности среди болота. Трижды заклады-
вали церковь и трижды строительные
материалы были переносимы неви-
димой силой на болото. Тогда постро-
или храм на возвышенности среди
болота, и изволением Вожиим вскоре
болото высохло. Святая икона Чудот-
ворца Николая была поставлена в
новом Никольском храме, где от нее
по-прежнему совершались многочис-
ленные чудеса.
В то время на Вятские земли
часто нападали черемисы. Они неод-
нократно хотели сжечь Никольский
храм, но когда подъезжали к нему, он
становился невидим или видим высо-
ко над землей, так что черемисы не
могли повредить храм. Прихожане
храма рассказали об этом чуде жите-
лям близлежащего города Хлынова,
которые захотели перенести чудот-
ворную Великорецкую икону в свой
город. Однако хлыновцы не могли
исполнить свое желание, так как
никто не мог сдвинуть икону с места.
Тогда они стали поститься и дали обет
Святителю Николаю ежегодно, после
праздника Перенесения его честных
мощей из Мир Ликийских в Бары
(9 мая), переносить чудотворную Ве-
ликорецкую икону на место ее чудес-
ного явления на реке Великой. После
этого в 1521 году святую икону легко
подняли и перенесли в храм во имя
блаженного Прокопия Устюжского
(+1303; память 8 июля) в Хлынове.
Во второй половине XVI столетия,
во время пожара в Прокопиевском
храме, чудотворная икона незначи-
тельно пострадала от огня. Царь
Иоанн Васильевич Грозный повелел
принести чудотворную икону в
Москву, где ее реставрировали и
одели в новый драгоценный оклад. С
Великорецкой иконы Святителя Ни-
колая, и в Москве прославившейся
многочисленными чудесами, был сде-
лан список, который поставили в
Успенском соборе в Кремле. Другая
копия Великорецкой иконы стала
храмовым образом в Никольском
приделе в Покровском храме (Васи-
лия Блаженного) в Москве. По свиде-
тельству летописей, от Великорецкой
иконы Святителя Николая, находив-
шейся в Никольском приделе Покров-
ского собора, совершались многие
чудеса. Москвичи во множестве при-
ходили к чудотворной иконе и особо
чтили ее, так что Покровский собор
еще назывался храмом Николы Вели-
корецкого. Придел во имя Святителя
Николая был освящен Митрополитом
Московским Макарием (1542?1563)
29 июля 1555 года. В тот же день
было установлено празднование пе-
ренесения чудотворного образа Свя-
тителя Николая из Вятской земли в
Москву. Это число избрано, видимо,
потому, что 29 июля празднуется
Рождество Святителя.
В уставе Московского Успенского
собора (около 1634 года) под 29 июля
сказано: «Празднество Николе, чу-
дотворцу Великорецкому. Бывает
крестный ход». Явленная Великорец-
кая икона была возвращена (пример-
но через год) в Хлынов и поставлена в
новом храме во имя Святителя
Николая.
Литература
Димитрий (Самбикин), архиепи-
скоп. Месяцеслов святых всею
Русскою Церковью или местно чти-
мых. Вып. 11. Тверь, 1901, с. 342?
343.