|
|||
29-й день
|
299
|
||
|
|||
В скором времени местному жите-
лю по имени Иоанн, бывшему два- дцать лет в расслаблении, явился в сонном видении Святитель Николай, повелел прикоснуться к его иконе, обретенной у реки Великой, и обещал исцеление. Иоанн усомнился в истин- ности видения. На следующую ночь Святитель Николай вновь повелел расслабленному пойти к его иконе. Тогда Иоанн рассказал домашним о явлениях Святителя. Когда расслаб- ленного принесли в дом, где была чудотворная икона, он увидел исхо- дивший от святого образа свет, как от множества свечей. После поклонения святой иконе Иоанн стал совершенно здоров. Узнав об обретении святого образа
и о совершившемся чуде, жители той местности построили часовню и пере- несли туда образ Святителя Николая. Вскоре весть о святой иконе Святите- ля Николая распространилась по всей Вятской земле, и многие стали прихо- дить к чудотворному образу. По мо- литвам Святителя от его иконы исце- лялись различные недуги. Правос- лавные жители решили построить во имя Святителя Николая храм, избра- ли для этого место и стали заготавли- вать материалы. Однако заготовлен- ные бревна чудесным образом оказа- лись на другом месте ? на возвышен- ности среди болота. Трижды заклады- вали церковь и трижды строительные материалы были переносимы неви- димой силой на болото. Тогда постро- или храм на возвышенности среди болота, и изволением Вожиим вскоре болото высохло. Святая икона Чудот- ворца Николая была поставлена в новом Никольском храме, где от нее по-прежнему совершались многочис- ленные чудеса. В то время на Вятские земли
часто нападали черемисы. Они неод- нократно хотели сжечь Никольский храм, но когда подъезжали к нему, он становился невидим или видим высо- ко над землей, так что черемисы не могли повредить храм. Прихожане храма рассказали об этом чуде жите- лям близлежащего города Хлынова, которые захотели перенести чудот- ворную Великорецкую икону в свой город. Однако хлыновцы не могли исполнить свое желание, так как никто не мог сдвинуть икону с места. Тогда они стали поститься и дали обет |
Святителю Николаю ежегодно, после
праздника Перенесения его честных мощей из Мир Ликийских в Бары (9 мая), переносить чудотворную Ве- ликорецкую икону на место ее чудес- ного явления на реке Великой. После этого в 1521 году святую икону легко подняли и перенесли в храм во имя блаженного Прокопия Устюжского (+1303; память 8 июля) в Хлынове. Во второй половине XVI столетия,
во время пожара в Прокопиевском храме, чудотворная икона незначи- тельно пострадала от огня. Царь Иоанн Васильевич Грозный повелел принести чудотворную икону в Москву, где ее реставрировали и одели в новый драгоценный оклад. С Великорецкой иконы Святителя Ни- колая, и в Москве прославившейся многочисленными чудесами, был сде- лан список, который поставили в Успенском соборе в Кремле. Другая копия Великорецкой иконы стала храмовым образом в Никольском приделе в Покровском храме (Васи- лия Блаженного) в Москве. По свиде- тельству летописей, от Великорецкой иконы Святителя Николая, находив- шейся в Никольском приделе Покров- ского собора, совершались многие чудеса. Москвичи во множестве при- ходили к чудотворной иконе и особо чтили ее, так что Покровский собор еще назывался храмом Николы Вели- корецкого. Придел во имя Святителя Николая был освящен Митрополитом Московским Макарием (1542?1563) 29 июля 1555 года. В тот же день было установлено празднование пе- ренесения чудотворного образа Свя- тителя Николая из Вятской земли в Москву. Это число избрано, видимо, потому, что 29 июля празднуется Рождество Святителя. В уставе Московского Успенского
собора (около 1634 года) под 29 июля сказано: «Празднество Николе, чу- дотворцу Великорецкому. Бывает крестный ход». Явленная Великорец- кая икона была возвращена (пример- но через год) в Хлынов и поставлена в новом храме во имя Святителя Николая. Литература
Димитрий (Самбикин), архиепи-
скоп. Месяцеслов святых всею Русскою Церковью или местно чти- мых. Вып. 11. Тверь, 1901, с. 342? 343. |
||
|
|||