|
|
|
|
|
|||
|
Слово о Законе и Благодати
святителя Илариона, Митрополита Киевского* О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине,
через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распро- странилась и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. |
|||
|
|
|||
|
Господи, благослови, Отче.
Благословен Господь Бог Израилев,
Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему (Лк. 1, 68), что не попустил до конца твари Сво- ей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оп- равдал прежде племя Авраамово скри- жалями и Законом, после же через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление паки- бытия, в Жизнь Вечную. Да восхвалим и прославим Его, хва-
лимого ангелами беспрестанно, и покло- нимся Тому, Кому поклоняются херуви- мы и серафимы, ибо Он призрел на народ Свой (1 Цар. 9, 16). И не посланник (Его), не вестник, но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с Собою воскресив нас. Ибо к живущим на земле человекам,
в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел ? да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Бо- жиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог [наш]! (Пс. 76, 14). Он единый, творящий чудеса, поло- жил Закон в предуготовление Истины и Благодати ? да обвыкнет в нем челове- ческое естество, от многобожия идоль- ского уклоняясь, в единого Бога веро- вать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон ? предтеча и слу- га Благодати и Истины. Истина же и Благодать ? служители Будущего Века, Жизни Нетленной. Как Закон приводил подзаконных к
благодатному Крещению, так Крещение |
сынов своих провождает в Жизнь Веч-
ную. Ведь Моисей и пророки о Христо- вом пришествии поведали,. Христос же и апостолы Его ? о воскресении и о Буду- щем Веке. Но напоминать в писании сем и пророческие сказания о Христе и апо- стольское учение о Будущем Веке ? (зна- чит говорить) лишнее и впадать в тще- славие. Ибо повторение (того, о чем) в других книгах написано и вам известно, подобно дерзости и славолюбию. Ведь не к несведущим пишем, но к до-
вольно насытившимся сладости книж- ной, не к враждующим с Богом иновер- ным, но к самим сынам Его, не к чуждым, но к наследникам Царства Небесного. Но о Законе, через Моисея данном, и о
Благодати и Истине, явленной через Христа, повесть сия; и (о том), чего до- стиг Закон, а чего ? Благодать. Прежде Закон, потом Благодать; прежде тень, по- том Истина. Образ же Закона и Благода- ти ? Агарь и Сарра, раба Агарь и свобод- ная Сарра. Раба прежде, потом свободная (Быт. 25, 11-23). Да разумеет читаю- щий. Авраам ведь от юности своей Сарру имел женой ? свободную, а не рабу. И Бог ведь прежде век изволил и за-
мыслил Сына Своего в мир послать и тем явить Благодать. Сарра же не рождала, поскольку была неплодна. Не (вовсе) бы- ла неплодна, но заключена была Божиим Промыслом, (чтобы ей) в старости ро- дить. Безвестное же и тайное Премудрос- ти Божией сокрыто было от ангелов и че- ловек не как неявное, но как утаенное и должное явиться в конце веков. Сарра же сказала Аврааму: «Вот заключил меня Господь Бог, (и) не (могу) родить. Войди же к рабе моей Агари и роди от нее». Бла- годать же сказала Богу: «Если не время сойти мне на землю и спасти мир, сойди (Ты) на гору Синай и установи Закон». |
||
|
|
|||
|
* По церковной традиции читается в день памяти равноапостольного князя Владимира,
15 июля. Публикуется по изданию: Богословские труды, сб. 28. М., Изд. Московской Патриархии, 1987, с. 315-343. |
|||
|
|
|||