Слово о Законе и Благодати
святителя Илариона, Митрополита Киевского*
О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине,
через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать
и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распро-
странилась
и до нашего народа русского (дошла). И похвала
князю нашему Владимиру, которым мы крещены были.
Господи, благослови, Отче.
Благословен Господь Бог Израилев,
Бог христианский, что посетил народ
Свой и сотворил избавление ему
(Лк. 1,
68), что не попустил до конца твари Сво-
ей идольским мраком одержимой быть и
в бесовском служении погибнуть. Но оп-
равдал прежде племя Авраамово скри-
жалями и Законом, после же через Сына
Своего все народы спас, Евангелием и
Крещением вводя их в обновление паки-
бытия, в Жизнь Вечную.
Да восхвалим и прославим Его, хва-
лимого ангелами беспрестанно, и покло-
нимся Тому, Кому поклоняются херуви-
мы и серафимы, ибо Он призрел на народ
Свой
(1 Цар. 9, 16). И не посланник
(Его), не вестник, но Сам спас нас, не
призрачно придя на землю, но истинно,
пострадав за нас плотию до смерти и с
Собою воскресив нас.
Ибо к живущим на земле человекам,
в плоть облекшись, пришел, к сущим же
во аде чрез распятие и положение во гроб
сошел ? да познают те и другие, живые
и мертвые, (день) посещения своего и Бо-
жиего пришествия и уразумеют: крепок
и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто
Бог так великий, как Бог
[наш]! (Пс. 76,
14). Он единый, творящий чудеса, поло-
жил Закон в предуготовление Истины и
Благодати ? да обвыкнет в нем челове-
ческое естество, от многобожия идоль-
ского уклоняясь, в единого Бога веро-
вать; да, как сосуд оскверненный,
человечество, омытое водою, законом и
обрезанием, примет млеко Благодати и
Крещения. Ибо Закон ? предтеча и слу-
га Благодати и Истины. Истина же и
Благодать ? служители Будущего Века,
Жизни Нетленной.
Как Закон приводил подзаконных к
благодатному Крещению, так Крещение
сынов своих провождает в Жизнь Веч-
ную. Ведь Моисей и пророки о Христо-
вом пришествии поведали,. Христос же и
апостолы Его ? о воскресении и о Буду-
щем Веке. Но напоминать в писании сем
и пророческие сказания о Христе и апо-
стольское учение о Будущем Веке ? (зна-
чит говорить) лишнее и впадать в тще-
славие. Ибо повторение (того, о чем) в
других книгах написано и вам известно,
подобно дерзости и славолюбию.
Ведь не к несведущим пишем, но к до-
вольно насытившимся сладости книж-
ной, не к враждующим с Богом иновер-
ным, но к самим сынам Его, не к чуждым,
но к наследникам Царства Небесного.
Но о Законе, через Моисея данном, и о
Благодати и Истине, явленной через
Христа, повесть сия; и (о том), чего до-
стиг Закон, а чего ? Благодать. Прежде
Закон, потом Благодать; прежде тень, по-
том Истина. Образ же Закона и Благода-
ти ? Агарь и Сарра, раба Агарь и свобод-
ная Сарра. Раба прежде, потом свободная
(Быт. 25, 11-23). Да разумеет читаю-
щий. Авраам ведь от юности своей Сарру
имел женой ? свободную, а не рабу.
И Бог ведь прежде век изволил и за-
мыслил Сына Своего в мир послать и тем
явить Благодать. Сарра же не рождала,
поскольку была неплодна. Не (вовсе) бы-
ла неплодна, но заключена была Божиим
Промыслом, (чтобы ей) в старости ро-
дить. Безвестное же и тайное Премудрос-
ти Божией сокрыто было от ангелов и че-
ловек не как неявное, но как утаенное и
должное явиться в конце веков. Сарра же
сказала Аврааму: «Вот заключил меня
Господь Бог, (и) не (могу) родить. Войди
же к рабе моей Агари и роди от нее». Бла-
годать же сказала Богу: «Если не время
сойти мне на землю и спасти мир, сойди
(Ты) на гору Синай и установи Закон».
* По церковной традиции читается в день памяти равноапостольного князя Владимира,
15 июля. Публикуется по изданию: Богословские труды, сб. 28. М., Изд. Московской
Патриархии, 1987, с. 315-343.