406
Месяц июль
Послушался Авраам речей Сарриных
и вошел к рабе ее Агари. Внял же и Бог
словесам Благодати и сошел на Синай.
Родила же Агарь-рабыня от Авраама-
раба, сына рабы. И нарек Авраам имя
ему Измаил. Принес же и Моисей от го-
ры Синайской Закон, а не Благодать,
тень, а не Истину.
После же, когда состарились Авраам
и Сарра, явился Бог Аврааму, сидящему
пред дверьми кущи своей в полдень у ду-
ба Мамврийского. Авраам же пошел на-
встречу Ему, поклонился Ему до земли и
принял Его в кущу свою (Быт. 18, 1-5).
Когда же приблизился век сей к концу,
посетил Господь род человеческий и со-
шел с Небее, войдя в утробу Девы. При-
няла же Его Дева с поклонением в кущу
плотяную неболезненно, говоря так ан-
гелу: Се, Раба Господня; да будет мне по
слову твоему
(Лк. 1, 38). Тогда же от-
крыл Бог ложесна Сарры, и, зачав, роди-
ла Исаака, свободная свободного. И ког-
да посетил Бог естество человеческое,
явилось (дотоле) безвестное и утаенное,
и родилась Благодать ? Истина, а не За-
кон, сын, а не раб. И как только отрок
Исаак был вскормлен грудью и окреп,
устроил Авраам пир великий, когда Иса-
ак [сын его] отнят был от груди
(Быт. 21,
8). Когда Христос явился на землю, не
успела еще Благодать окрепнуть и мла-
денчествовала более тридцати лет ? тог-
да же (и) Христос неведом был. Когда же
была вскормлена и окрепла, и явилась
Благодать Божия всем людям на реке
Иорданской, сотворил Бог угощение и
пир великий с Тельцом, вскормленным
от века, возлюбленным Сыном Своим
Иисусом Христом, созвав на общее весе-
лье Небесное и земное, совокупив анге-
лов и человеков. После же Сарра, увидев
Измаила, сына Агари, играющего с сы-
ном своим Исааком, и как Исаак обижен
был Измаилом, сказала Аврааму: Выго-
ни эту рабыню и сына ее, ибо не наследу-
ет сын рабыни сей
(Быт, 21, 10) с сыном
свободной.
По Вознесении же Господа Иисуса,
когда ученики (Его) и иные, уверовав-
шие уже во Христа, пребывали в Иеру-
салиме и было смешение иудеев и хрис-
тиан, Крещение благодатное терпело
обиды от обрезания законнического; и
не принимала в Иерусалиме христиан-
ская Церковь епископа из необрезан-
ных, ибо обрезанные, будучи первыми,
творили насилия над христианами ?
сыны рабыни над сынами свободной. И
бывали между ними многие распри и
«которы» (споры, ссоры ? слав.). Сво-
бодная же Благодать, увидев чад своих
христиан притесняемыми от иудеев, сы-
нов рабского Закона, возопила к Богу:
«Удали иудейство и Закон (его), расточи
по странам ? какое же общение между
тенью и Истиною, иудейством и христи-
анством!»
И изгнана была Агарь-рабыня с сы-
ном ее Измаилом; и Исаак, сын свобод-
ной, наследовал Аврааму, отцу своему.
И изгнаны были иудеи и рассеяны по
странам, и чада благодатные, христиане,
стали наследниками Бога и Отца. Ибо
отошел свет луны, когда солнце воссия-
ло, ? так и Закон (отошел), когда яви-
лась Благодать; и стужа ночная сгинула,
когда солнечное тепло землю согрело. И
уже не теснится в Законе человечество,
но в Благодати свободно ходит. Ведь иу-
деи при свече Закона делали свое оправ-
дание, христиане же при благодатном
солнце свое спасение созидают.
Так, иудеи тенью и Законом оправды-
вались, но не спасались, христиане же
Истиною и Благодатью не оправдывают-
ся, а спасаются. Ибо у иудеев ? оправда-
ние, у христиан же ? спасение. И по-
скольку оправдание ? в этом мире, а
спасение ? в Будущем Веке, иудеи зем-
ному радуются, христиане же ? сущему
на Небесах.
И к тому же, оправдание иудейское
скупо было, из-за ревности, не распростра-
нялось на другие народы, но только в
Иудее одной было. Христианское же спа-
сение благо и щедро простирается во все
края земные. Сбылось благословение,
ибо старшинство Манассии левой рукою
Иаковлевой благословлено было, Ефре-
мово же младшинство ? десницей. Хотя
и старше Манассия Ефрема, но благосло-
вением Иаковлевым меньшим стал. Так
и иудейство: хотя и раньше (оно) яви-
лось, но чрез Благодать христианство
большим стало. Когда Иосиф сказал Иа-
кову: «На этого, отец, возложи десницу
свою, ибо он старше», ? Иаков отвечал:
«Знаю, чадо, знаю; и он вознесется меж
людьми, но брат его меньший больше не-
го станет, и племя его будет во многих
народах». Так и произошло. Закон рань-
ше был, и вознесся в малом, и отошел;
вера же христианская, явившись после,
больше первого стала и распространи-
лась среди многих народов.
И Христова Благодать всю землю
объяла и, как вода морская, покрыла ее.
И все, отложив старое, обветшавшее в
ревности иудейской, нового держатся,
по пророчеству Исайи: «Ветхое минова-
ло ? новое вам возвещаю. Пойте Богу
песнь новую и славьте Имя Его от концов
земли: и ходящие в море, и плавающие
по нему, и острова все». И еще: «Работа-
ющие на Меня нарекутся именем новым,
которое благословится на земле, ибо бла-
гословят (они) Бога истинного».
Ведь прежде в одном Иерусалиме
(Богу) поклонялись, ныне же ? по всей
земле. Как сказал Гедеон Богу: если ру-
кой моей спасаешь Израиля ? да будет