|
|
|
|
|
|||
|
410
|
Месяц июль
|
||
|
|
|||
|
него Всемилостивое Око Благого Бога. И
воссиял разум в сердце его, чтобы уразу- меть суету идольской лжи, взыскать же Бога Единого, создавшего всю тварь, ви- димую и невидимую. К тому же всегда он слышал о благоверной земле греческой, христолюбивой и сильной верою: как (там) Бога Единого в Троице почитают и поклоняются (Ему), как у них являются силы, и чудеса, и знамения, как церкви людьми наполнены, как веси и города благоверны, все в молитвах предстоят, все Богу служат. И услышав это, возже- лал сердцем, возгорелся духом, чтобы быть ему христианином и земле его так- же быть (христианской), что и произош- ло по изволению Божию о естестве чело- веческом. Ибо совлекся князь наш, и с ризами ветхого человека сложил тлен- ное, отряхнул прах неверия и вошел в святую купель, и возродился от Духа и воды, во Христа крестившись, во Христа облекшись. И вышел из купели убелен- ным, став сыном нетления, сыном Вос- кресения, имя приняв вечное, именитое в поколениях и поколениях ? Василий, коим вписан он в Книге Жизни, в вы- шнем граде, в нетленном Иерусалиме. После того, как это произошло, не оста- вил он подвига благоверия, не этим толь- ко явил сущую в нем к Богу любовь, но подвигнулся дальше, повелев по всей земле своей креститься во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ясно и велеглас- но во всех городах славить Святую Трои- цу, и всем стать христианами: малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простолюдинам, бога- тым и бедным. И не было ни одного, противящегося
благочестивому его повелению. Да если кто и не любовью, то из страха (перед) повелевшим крестился ? ибо было бла- говерие его с властью сопряжено. И в од- но время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом. Тогда начал мрак идольский от нас
отходить, и заря благоверия явилась. Тогда тьма бесослужения сгинула, и сло- во евангельское землю нашу осияло. Капища разрушались, а церкви по-
ставлялись, идолы сокрушались, а ико- ны святых являлись, бесы бежали ? Крест города освящал. Пастыри словесных овец Христовых,
епископы, стали пред святым алтарем, принося Жертву Бескровную. Пресвите- ры, и диаконы, и весь клир украсили и лепотой облекли святые церкви. Труба апостольская и евангельский гром все грады огласили. Фимиам, возносимый к Богу, освятил воздух. Монастыри на го- рах воздвигли; черноризцы явились; мужи и жены, и малые и великие ? все люди заполнили святые церкви, воссла- вили (Бога), воспевая: Един свят, един |
Господь Иисус Христос во славу Бога
Отца! Аминь. Христос победил! Христос одолел! Христос воцарился! Христос про- славился! Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои! Боже наш, слава Тебе! Как же восхвалим тебя, о пречестный
и славный среди земных владык, прему- жественный Василий! Как подивимся величию, крепости и силе (твоей), какую благодарность воздадим тебе за то, что чрез тебя познали Господа и ложь идоль- скую избыли, что твоим повелением по всей земле твоей славится Христос! Как назовем тебя, христолюбче? Друже правды, вместилище разума, гнездо ми- лости! Как уверовал? Как возгорелся лю- бовию Христовой? Как вселился в тебя разум выше разума земных мудрецов ? чтобы Невидимого возлюбить и к Небес- ному устремиться?! Как взыскал Христа, как предался
Ему? Поведай нам, рабам твоим, пове- дай, учитель наш, откуда повеяло на те- бя благоухание Святаго Духа? Где испил от сладкой чаши памяти о Будущей Жизни? Где вкусил и увидел, как Благ Господь? Не видел ты Христа, не ходил ты за Ним ? как же стал учеником Его? Другие и видев Его не уверовали. Ты же не видев уверовал. Поистине, сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, ре- ченное Фоме: Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Поэтому дерзновенно и без сомнения
взываем к тебе, о блаженный! Сам Спа- ситель нарек тебя блаженным, ибо ты уверовал в Него и не соблазнился о Нем, по слову Его неложному: Блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф. 11, 6). Ведь знающие Закон и пророков распяли Его. Ты же, ни Закона, ни пророков не почи- тавший, Распятому поклонился. Как твое сердце отверзлось, как во-
шел в тебя страх Божий, как проникся ты любовью к Нему? Не видел апостола, который пришел (бы) в землю твою и ни- щетою своею, и наготою, гладом и жаж- дою сердце твое к смирению приклонил (бы). Не видел, (как) беса изгоняют име- нем Иисуса Христа, как болящие выздо- равливают, немые говорят, огонь в холод претворяется, мертвые встают ? всего этого не видев, как же уверовал? Чудо дивное! Другие цари и властелины, ви- дев, как все это совершается святыми му- жами, не веровали, но, более того, на му- ки и страдания предавали их. Ты же, о блаженный, без всего этого притек ко Христу, только через благое размышле- ние и остроумие уразумев, что Един есть Бог, Творец невидимого и видимого, Не- бесного и земного, и что (Он) послал в мир, спасения (нашего) ради, возлюб- ленного Сына Своего. И об этом помыс- лив, вошел в святую купель. То, что дру- гим уродством кажется, для тебя стало |
||
|
|
|||