410
Месяц июль
него Всемилостивое Око Благого Бога. И
воссиял разум в сердце его, чтобы уразу-
меть суету идольской лжи, взыскать же
Бога Единого, создавшего всю тварь, ви-
димую и невидимую. К тому же всегда он
слышал о благоверной земле греческой,
христолюбивой и сильной верою: как
(там) Бога Единого в Троице почитают и
поклоняются (Ему), как у них являются
силы, и чудеса, и знамения, как церкви
людьми наполнены, как веси и города
благоверны, все в молитвах предстоят,
все Богу служат. И услышав это, возже-
лал сердцем, возгорелся духом, чтобы
быть ему христианином и земле его так-
же быть (христианской), что и произош-
ло по изволению Божию о естестве чело-
веческом. Ибо совлекся князь наш, и с
ризами ветхого человека сложил тлен-
ное, отряхнул прах неверия и вошел в
святую купель, и возродился от Духа и
воды, во Христа крестившись, во Христа
облекшись. И вышел из купели убелен-
ным, став сыном нетления, сыном Вос-
кресения, имя приняв вечное, именитое
в поколениях и поколениях ? Василий,
коим вписан он в Книге Жизни, в вы-
шнем граде, в нетленном Иерусалиме.
После того, как это произошло, не оста-
вил он подвига благоверия, не этим толь-
ко явил сущую в нем к Богу любовь, но
подвигнулся дальше, повелев по всей
земле своей креститься во Имя Отца и
Сына и Святаго Духа, и ясно и велеглас-
но во всех городах славить Святую Трои-
цу, и всем стать христианами: малым и
великим, рабам и свободным, юным и
старым, боярам и простолюдинам, бога-
тым и бедным.
И не было ни одного, противящегося
благочестивому его повелению. Да если
кто и не любовью, то из страха (перед)
повелевшим крестился ? ибо было бла-
говерие его с властью сопряжено. И в од-
но время вся земля наша восславила
Христа с Отцом и со Святым Духом.
Тогда начал мрак идольский от нас
отходить, и заря благоверия явилась.
Тогда тьма бесослужения сгинула, и сло-
во евангельское землю нашу осияло.
Капища разрушались, а церкви по-
ставлялись, идолы сокрушались, а ико-
ны святых являлись, бесы бежали ?
Крест города освящал.
Пастыри словесных овец Христовых,
епископы, стали пред святым алтарем,
принося Жертву Бескровную. Пресвите-
ры, и диаконы, и весь клир украсили и
лепотой облекли святые церкви. Труба
апостольская и евангельский гром все
грады огласили. Фимиам, возносимый к
Богу, освятил воздух. Монастыри на го-
рах воздвигли; черноризцы явились;
мужи и жены, и малые и великие ? все
люди заполнили святые церкви, воссла-
вили (Бога), воспевая: Един свят, един
Господь Иисус Христос во славу Бога
Отца! Аминь.
Христос победил! Христос
одолел! Христос воцарился! Христос про-
славился! Велик Ты, Господи, и чудны
дела Твои! Боже наш, слава Тебе!
Как же восхвалим тебя, о пречестный
и славный среди земных владык, прему-
жественный Василий! Как подивимся
величию, крепости и силе (твоей), какую
благодарность воздадим тебе за то, что
чрез тебя познали Господа и ложь идоль-
скую избыли, что твоим повелением по
всей земле твоей славится Христос! Как
назовем тебя, христолюбче? Друже
правды, вместилище разума, гнездо ми-
лости! Как уверовал? Как возгорелся лю-
бовию Христовой? Как вселился в тебя
разум выше разума земных мудрецов ?
чтобы Невидимого возлюбить и к Небес-
ному устремиться?!
Как взыскал Христа, как предался
Ему? Поведай нам, рабам твоим, пове-
дай, учитель наш, откуда повеяло на те-
бя благоухание Святаго Духа? Где испил
от сладкой чаши памяти о Будущей
Жизни? Где вкусил и увидел, как Благ
Господь? Не видел ты Христа, не ходил
ты за Ним ? как же стал учеником Его?
Другие и видев Его не уверовали. Ты же
не видев уверовал. Поистине, сбылось на
тебе благословение Господа Иисуса, ре-
ченное Фоме: Блаженны невидевшие и
уверовавшие
(Ин. 20, 29).
Поэтому дерзновенно и без сомнения
взываем к тебе, о блаженный! Сам Спа-
ситель нарек тебя блаженным, ибо ты
уверовал в Него и не соблазнился о Нем,
по слову Его неложному: Блажен, кто
не соблазнится о Мне
(Мф. 11, 6). Ведь
знающие Закон и пророков распяли Его.
Ты же, ни Закона, ни пророков не почи-
тавший, Распятому поклонился.
Как твое сердце отверзлось, как во-
шел в тебя страх Божий, как проникся
ты любовью к Нему? Не видел апостола,
который пришел (бы) в землю твою и ни-
щетою своею, и наготою, гладом и жаж-
дою сердце твое к смирению приклонил
(бы). Не видел, (как) беса изгоняют име-
нем Иисуса Христа, как болящие выздо-
равливают, немые говорят, огонь в холод
претворяется, мертвые встают ? всего
этого не видев, как же уверовал? Чудо
дивное! Другие цари и властелины, ви-
дев, как все это совершается святыми му-
жами, не веровали, но, более того, на му-
ки и страдания предавали их. Ты же, о
блаженный, без всего этого притек ко
Христу, только через благое размышле-
ние и остроумие уразумев, что Един есть
Бог, Творец невидимого и видимого, Не-
бесного и земного, и что (Он) послал в
мир, спасения (нашего) ради, возлюб-
ленного Сына Своего. И об этом помыс-
лив, вошел в святую купель. То, что дру-
гим уродством кажется, для тебя стало