![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
414
|
Месяц июль
|
||
|
|||
![]() |
от государства и школы от Церкви», ко-
торый на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу цер- ковного имущества. Насилие над Церко- вью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 году, послужили поводом для новых гонений, которые проводились под лозунгом «по- хода пролетариата на церковные ценнос- ти». Митрополит Вениамин, являя при- мер высокой христианской любви, благословил передачу церковных ценно- стей, не имеющих богослужебного упо- требления, на нужды бедствующих, рас- сматривая это решение как исполнение своего пастырского долга. «Мы все отда- дим сами»,? говорил святитель. Однако к голосу владыки Вениамина власти не посчитали нужным прислушаться. Они объявили, что ценности будут изъяты в формальном порядке как «принадлежа- щее государству» имущество. Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, ост- рых столкновений и арестов пока еще не было. Однако чувствовалось приближе- ние расправы. Ее ускорило опубликован- ное в «Петроградской правде» письмо двенадцати лиц ? организаторов обнов- ленческого раскола: они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. Вскоре последовал арест митрополита Вениамина, а затем началось слушание дела, к которому бы- ло привлечено еще 86 человек. Святитель Вениамин на процессе
был, как и всегда, простым, спокой- ным, благостным, стремился доказать невиновность других людей. Перед ли- цом ожидавшей его смерти он, обраща- ясь к трибуналу, произнес: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем пригово- ре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (святитель при этом широко перекрес- тился) и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все». 22 июня 1922 года трибунал объявил
приговор, а в ночь с 30 на 31 июля того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров бы- ли расстреляны на окраине Петрограда. Память священномучеников митропо-
лита Вениамина, архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна празднуется 31 июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских. |
||
епископского сана, и где крестил ребен-
ка или напутствовал умирающего. Нема- ло труда приложил он к спасению пад- ших женщин, выступая с проповедями в «Обществе Пресвятой Богородицы». Воздействие его наставлений было вели- ко, и многие заблудшие раскаялись в греховной жизни. События 1917 года вызвали переме-
ны и в жизни Церкви: после февраль- ской революции правящие архиереи ста- ли избираться на епархиальных съездах клира и мирян. Если в некоторых епар- хиях это вызвало распри и нестроения, то выборы в Петрограде прошли на ред- кость спокойно ? подавляющее боль- шинство голосов было отдано епископу Вениамину, который становится архи- епископом Петроградским и Ладож- ским, а затем митрополитом Петроград- ским и Гдовским. Сразу же после избрания на Петроградскую кафедру святитель заявил: «Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда поли- тики, ибо в прошлом она много от нее по- страдала. Самая главная задача сейчас ? это устроить и наладить нашу приход- скую жизнь». Приступив к осуществле- нию своей программы, митрополит Ве- ниамин все силы направил на защиту православного народа России от жесто- чайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 года после издания декрета «Об отделении Церкви |
|||
|
|||