414
Месяц июль
от государства и школы от Церкви», ко-
торый на деле воспринимался властью
на местах как сигнал к повсеместному
уничтожению Русской Православной
Церкви и ее служителей, к грабежу цер-
ковного имущества. Насилие над Церко-
вью не прекратилось и после окончания
гражданской войны. Небывалая разруха
и голод, охватившие страну в 1921 году,
послужили поводом для новых гонений,
которые проводились под лозунгом «по-
хода пролетариата на церковные ценнос-
ти». Митрополит Вениамин, являя при-
мер высокой христианской любви,
благословил передачу церковных ценно-
стей, не имеющих богослужебного упо-
требления, на нужды бедствующих, рас-
сматривая это решение как исполнение
своего пастырского долга. «Мы все отда-
дим сами»,? говорил святитель. Однако
к голосу владыки Вениамина власти не
посчитали нужным прислушаться. Они
объявили, что ценности будут изъяты в
формальном порядке как «принадлежа-
щее государству» имущество. Изъятие
ценностей сопровождалось волнениями
народа, но серьезных беспорядков, ост-
рых столкновений и арестов пока еще не
было. Однако чувствовалось приближе-
ние расправы. Ее ускорило опубликован-
ное в «Петроградской правде» письмо
двенадцати лиц ? организаторов обнов-
ленческого раскола: они обвиняли все
верное Святейшему Патриарху Тихону
духовенство в сопротивлении изъятию
церковных ценностей и в участии в
контрреволюционном заговоре против
советской власти. Вскоре последовал
арест митрополита Вениамина, а затем
началось слушание дела, к которому бы-
ло привлечено еще 86 человек.
Святитель Вениамин на процессе
был, как и всегда, простым, спокой-
ным, благостным, стремился доказать
невиновность других людей. Перед ли-
цом ожидавшей его смерти он, обраща-
ясь к трибуналу, произнес: «Я не знаю,
что вы мне объявите в вашем пригово-
ре, жизнь или смерть, но что бы вы в
нем ни провозгласили, я с одинаковым
благоговением обращу свои очи горе,
возложу на себя крестное знамение
(святитель при этом широко перекрес-
тился) и скажу: «Слава Тебе, Господи
Боже, за все».
22 июня 1922 года трибунал объявил
приговор, а в ночь с 30 на 31 июля того же
года митрополит Вениамин и вместе с ним
архимандрит Сергий (Шеин), миряне
Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров бы-
ли расстреляны на окраине Петрограда.
Память священномучеников митропо-
лита Вениамина, архимандрита Сергия,
мучеников Юрия и Иоанна празднуется
31 июля и в день Собора новомучеников и
исповедников Российских.
епископского сана, и где крестил ребен-
ка или напутствовал умирающего. Нема-
ло труда приложил он к спасению пад-
ших женщин, выступая с проповедями в
«Обществе Пресвятой Богородицы».
Воздействие его наставлений было вели-
ко, и многие заблудшие раскаялись в
греховной жизни.
События 1917 года вызвали переме-
ны и в жизни Церкви: после февраль-
ской революции правящие архиереи ста-
ли избираться на епархиальных съездах
клира и мирян. Если в некоторых епар-
хиях это вызвало распри и нестроения,
то выборы в Петрограде прошли на ред-
кость спокойно ? подавляющее боль-
шинство голосов было отдано епископу
Вениамину, который становится архи-
епископом Петроградским и Ладож-
ским, а затем митрополитом Петроград-
ским и Гдовским. Сразу же после
избрания на Петроградскую кафедру
святитель заявил: «Я стою за свободную
Церковь. Она должна быть чужда поли-
тики, ибо в прошлом она много от нее по-
страдала. Самая главная задача сейчас ?
это устроить и наладить нашу приход-
скую жизнь». Приступив к осуществле-
нию своей программы, митрополит Ве-
ниамин все силы направил на защиту
православного народа России от жесто-
чайших гонений, воздвигнутых на него
врагами истины Христовой. По сути,
они начались в январе 1918 года после
издания декрета «Об отделении Церкви