24-й день
73
После этого Святополк столь же
вероломно умертвил святого князя
Глеба. Коварно вызвав брата из его
удела?Мурома, Святополк послал
ему навстречу дружинников, чтобы
убить святого Глеба по дороге. Князь
Глеб уже знал о кончине отца и
злодейском убийстве князя Бориса.
Глубоко скорбя, он предпочел смерть,
нежели войну с братом. Встреча
святого Глеба с убийцами произошла
в устье реки Смядыни, неподалеку от
Смоленска. (Подробнее о мучениче-
ской кончине святого Глеба повеству-
ется 5 сентября).
В чем же состоял подвиг святых
благоверных князей Бориса и Глеба?
Какой смысл в том, чтобы вот так ?
без сопротивления погибнуть от рук
убийц?
Жизнь святых страстотерпцев бы-
ла принесена в жертву основному
христианскому           доброделанию ?
любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога,
а брата своего ненавидит, тот лжец»
(Ин. 1, 4, 20). Святые братья сделали
то, что было еще ново и непонятно
для языческой Руси, привыкшей к
кровной мести ? они показали, что за
зло нельзя воздавать злом, даже под
угрозой смерти. «Не бойтесь убива-
ющих тело, души же не могущих
убить» (Мф. 10, 28). Святые мучени-
ки Борис и Глеб отдали жизнь ради
соблюдения послушания, на котором
зиждется духовная жизнь человека и
вообще всякая жизнь в обществе.
«Видите ли, братия,? замечает пре-
подобный Нестор Летописец,?как
высока покорность старшему брату?
Если бы они противились, то едва ли
бы сподобились такого дара от Бога.
Много ныне юных князей, которые не
покоряются старшим и за сопротивле-
ние им бывают убиваемы. Но они не
сподобляются благодати, какой удо-
стоились сии святые».
Благоверные          князья-страсто-
терпцы не захотели поднять руку
на брата, но Господь Сам отомстил
властолюбивому тирану: «Мне от-
мщение и Аз воздам» (Рим. 12, 19).
В 1019 году князь Киевский Ярос-
лав Мудрый, также один из сыновей
равноапостольного князя Владимира,
собрал войско и разбил дружину
Святополка. По Промыслу Божию,
решающая битва произошла на поле
у реки Альты, где был убит святой
Борис. Святополк, названный
русским народом Окаянным, бежал в
Польшу и, подобно первому брато-
убийце Каину, нигде не находил себе
покоя и пристанища. Летописцы сви-
детельствуют, что даже от могилы его
исходил смрад.
«С того времени,? пишет летопи-
сец,?затихла на Руси крамола».
Кровь, пролитая святыми братьями
ради предотвращения междоусобных
распрей, явилась тем благодатным
семенем, которое укрепляло единство
Руси.          Благоверные          князья-
страстотерпцы не только прославле-
ны от Бога даром исцелений, но
они?особые покровители, защитни-
ки Русской земли. Известны многие
случаи их явления в трудное для
нашего Отечества время, напри-
мер,? святому Александру Невскому
накануне Ледового побоища (1242),
великому князю Димитрию Донскому
в день Куликовской битвы (1380).
Почитание святых Бориса и Глеба
началось очень рано, вскоре после их
кончины. Служба святым была со-
ставлена митрополитом Киевским
Иоанном I (1008?1035).
Великий князь Киевский Ярослав
Мудрый позаботился о том, чтобы
разыскать останки святого Глеба,
бывшие 4 года непогребенными, и
совершил их погребение в Вышгоро-
де, в храме во имя святого Василия
Великого, рядом с мощами святого
князя Бориса. Через некоторое время
храм этот сгорел, мощи же остались
невредимы, и от них совершалось
много чудотворений. Один варяг неб-
лагоговейно стал на могилу святых
братьев, и внезапно исшедшее пламя
опалило ему ноги. От мощей святых
князей получил исцеление хромой
отрок, сын жителя Вышгорода: свя-
тые Борис и Глеб явились отроку во
сне и осенили крестом больную ногу.
Мальчик пробудился от сна и встал
совершенно здоровым. Благоверный
князь Ярослав Мудрый построил на
этом месте каменный пятиглавый
храм, который был освящен 24 июля
1026 года митрополитом Киевским
Иоанном с собором духовенства. Мно-
жество храмов и монастырей по всей
Руси было посвящено святым князь-
ям Борису и Глебу, фрески и иконы
святых братьев-страстотерпцев так-
же известны в многочисленных хра-
мах Русской Церкви. (Подробнее о
почитании святых страстотерпцев