|
|||
12
|
Месяц июнь
|
||
|
|||
Божественного Логоса, воплотивше-
гося ради спасения человеческого рода. В творениях святого Иустина философия и богословие тесно пере- плетаются, однако, используя фило- софский язык того времени, святой никогда не примешивал языческие идеи к Богооткровенному учению; его философия?строго христианская. Изложение вопросов вероучения у святого Иустина живо связано с нуж- дами Церкви. Так, например, когда император Антонин Пий (138?161) начал гонение на христиан, святой Иустин Философ написал Апологию в защиту трех невинно осужденных последователей Христа (около 165 года). В этом труде он обличал лож- ность языческих суеверий и неспра- ведливость обвинений христиан, до- казывая, что жизнь их?целомуд- ренна и праведна. Несколько ранее он написал Апологию, адресован- ную императору Антонину Пию, его сыну Марку Аврелию и римскому сенату. Обе апологии произвели столь сильное впечатление на императора, что он прекратил гонение. Святой Иустин отправился в Азию с радо- стной вестью об этом. В Малой Азии, в Ефесе, состоялся диспут Иустина с иудейским раввином Трифоном. Свя- той Иустин доказывал истину хри- стианского учения на основании глу- бокого знания ветхозаветного Свя- щенного Писания. Об этом диспуте осталось сочинение Иустина Филосо- фа «Разговор с Трифоном иудеем». Восприняв истину христианства не только разумом, но и сердцем, святой Иустин Философ запечатлел подвиг своей жизни мученической кончиной. Он предчувствовал, что ему уготован мученический венец. Вскоре после возвращения в Италию, он, как обычно, проповедовал Еванге- лие и многих обращал ко Христу. Святому Иустину приходилось часто участвовать в диспутах с языческими философами. Один из них, Крискент, принадлежавший к школе киников, воспылал лютой ненавистью к свято- му и оклеветал его перед римским судом. Святого Иустина долго мучи- ли, однако не нашли в нем никакой вины. Тогда Крискент, боясь, как бы Иустина не отпустили на свободу, отравил его ядом. По другим данным, в частности, по свидетельству святого Иринея Лионского, святой Иустин и |
шесть его сторонников были вызваны
на окончательный допрос к префекту Рустику и после исповедания истин- ной веры были обезглавлены. Святой Иустин пострадал в Риме при римском префекте Юнии Рустике около 166 года. К числу сочинений, принадлеж-
ность которых святому Иустину не установлена достоверно, относят сле- дующие: «Речь к эллинам», «Увеща- ние к эллинам», «О единовластитель- стве», «О воскресении» (фрагмент). Мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме. На русском языке издано:
1. Апология I, или зашищение
христиан пред Антонином Крот- ким.? «Христианское чтение», 1825, XVII, с. 12 слл. 2. Апология П, или защищение
христиан пред Римским сенатом.? Там же, 1840, Ш, с. 3 слл. 3. Диалог с Трифоном иудеем.
Пер. Преосвященного Иринея, архи- епископа Тверского. СПб., 1737. То же (с Апологиями I, II).?В кн.: Сочинения древних христианских апологетов. С введениями и примеч. свящ. П. А. Преображенского. М., 1864 (Памятники древней христиан- ской письменности в рус. пер., т. Ш. Прилож. к журн. «Православное обоз- рение»). 4. Хрестоматия, или выбранные
места из святого мученика и филосо- фа Иустина, служащие полезным нравоучением. М., 1783. 5. Святой мученик Иустин Фило-
соф. О Имени Божием. Книгоизда- тельство «Исповедник». Сергиев По- сад, 1913. Святые мученики Иустин, Ха-
ритон, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан, Иуст и мученица Хари- та пострадали одновременно со свя- тым Иустином Философом, в 166 году. Они были приведены в Рим и заключены в темницу. Перед судом градоначальника Рустика святые смело исповедали свою веру во Хри- ста. Рустик спросил святого Иустина, действительно ли он думает, что после перенесенных мучений взойдет на небо и получит награду от Бога. Святой Иустин отвечал, что не только |
||
|
|||