12
Месяц июнь
Божественного Логоса, воплотивше-
гося ради спасения человеческого
рода. В творениях святого Иустина
философия и богословие тесно пере-
плетаются, однако, используя фило-
софский язык того времени, святой
никогда не примешивал языческие
идеи к Богооткровенному учению; его
философия?строго христианская.
Изложение вопросов вероучения у
святого Иустина живо связано с нуж-
дами Церкви. Так, например, когда
император Антонин Пий (138?161)
начал гонение на христиан, святой
Иустин Философ написал Апологию в
защиту трех невинно осужденных
последователей Христа (около 165
года). В этом труде он обличал лож-
ность языческих суеверий и неспра-
ведливость обвинений христиан, до-
казывая, что жизнь их?целомуд-
ренна и праведна. Несколько ранее
он написал Апологию, адресован-
ную императору Антонину Пию, его
сыну Марку Аврелию и римскому
сенату. Обе апологии произвели столь
сильное впечатление на императора,
что он прекратил гонение. Святой
Иустин отправился в Азию с радо-
стной вестью об этом. В Малой Азии,
в Ефесе, состоялся диспут Иустина с
иудейским раввином Трифоном. Свя-
той Иустин доказывал истину хри-
стианского учения на основании глу-
бокого знания ветхозаветного Свя-
щенного Писания. Об этом диспуте
осталось сочинение Иустина Филосо-
фа «Разговор с Трифоном иудеем».
Восприняв истину христианства
не только разумом, но и сердцем,
святой Иустин Философ запечатлел
подвиг своей жизни мученической
кончиной. Он предчувствовал, что
ему уготован мученический венец.
Вскоре после возвращения в Италию,
он, как обычно, проповедовал Еванге-
лие и многих обращал ко Христу.
Святому Иустину приходилось часто
участвовать в диспутах с языческими
философами. Один из них, Крискент,
принадлежавший к школе киников,
воспылал лютой ненавистью к свято-
му и оклеветал его перед римским
судом. Святого Иустина долго мучи-
ли, однако не нашли в нем никакой
вины. Тогда Крискент, боясь, как бы
Иустина не отпустили на свободу,
отравил его ядом. По другим данным,
в частности, по свидетельству святого
Иринея Лионского, святой Иустин и
шесть его сторонников были вызваны
на окончательный допрос к префекту
Рустику и после исповедания истин-
ной веры были обезглавлены. Святой
Иустин пострадал в Риме при
римском префекте Юнии Рустике
около 166 года.
К числу сочинений, принадлеж-
ность которых святому Иустину не
установлена достоверно, относят сле-
дующие: «Речь к эллинам», «Увеща-
ние к эллинам», «О единовластитель-
стве», «О воскресении» (фрагмент).
Мощи святого Иустина Философа
покоятся в Риме.
На русском языке издано:
1.  Апология I, или зашищение
христиан пред Антонином Крот-
ким.? «Христианское чтение», 1825,
XVII, с. 12 слл.
2.  Апология П, или защищение
христиан пред Римским сенатом.?
Там же, 1840, Ш, с. 3 слл.
3.  Диалог с Трифоном иудеем.
Пер. Преосвященного Иринея, архи-
епископа Тверского. СПб., 1737. То
же (с Апологиями I, II).?В кн.:
Сочинения древних христианских
апологетов. С введениями и примеч.
свящ. П. А. Преображенского. М.,
1864 (Памятники древней христиан-
ской письменности в рус. пер., т. Ш.
Прилож. к журн. «Православное обоз-
рение»).
4.  Хрестоматия, или выбранные
места из святого мученика и филосо-
фа Иустина, служащие полезным
нравоучением. М., 1783.
5.  Святой мученик Иустин Фило-
соф. О Имени Божием. Книгоизда-
тельство «Исповедник». Сергиев По-
сад, 1913.
Святые мученики Иустин, Ха-
ритон, Евелпист, Иеракс, Пеон,
Валериан,
Иуст и мученица Хари-
та пострадали одновременно со свя-
тым Иустином Философом, в 166
году. Они были приведены в Рим и
заключены в темницу. Перед судом
градоначальника Рустика святые
смело исповедали свою веру во Хри-
ста. Рустик спросил святого Иустина,
действительно ли он думает, что
после перенесенных мучений взойдет
на небо и получит награду от Бога.
Святой Иустин отвечал, что не только