|
|||||
в
ТОЙЖЕ
ДЕНЬ |
|
||||
^«тг&ЖлААЛААЛЛи^ЛЛлЛмьлЛЛЛ^^
|
|
||||
|
|||||
|
|||||
Святителя Ионы, епископа Великопермскаго
(Службу зри 29 января)
Тропарь, глас 4:
С
вятителю Церкви Великопермстей, / истинный
хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый Православия,/ благочестия учи- телю,/ И оно святителю блаженне,/ Владыку всех моли/ мир пастве твоей/ и всей Русстей земли даровати/ и всем нам спастйся. |
|||||
|
|||||
Святитель Иона, епископ Вели-
копермский, был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святи- теля Стефана (1"1396, память 26 апре- ля) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре. Апостольские труды святителя
Стефана продолжили святители Ге- расим (Т1441, память 24 апреля) и Питирим (1"1455, память 19 августа); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг. Вскоре после убиения отрядом
вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси чудотворец Иона (1"1461, память 31 марта и 15 июня) рукополо- жил соименного ему благочестивого инока в епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь, главное селение обращенных в хри- стианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Бого- родицы. Принимая место, обагренное
кровью двух его предшественников, святитель Иона, безусловно, понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междо- усобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Прислан- ная им сильная московская рать за 1458?1459 годы установила в Пермских пределах относительное |
спокойствие, усмирив при этом
вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа ока- зывать ему военную помощь. Заручившись такой поддержкой,
святитель Иона смог все свои силы направить на укрепление Пермской Церкви. Главным делом жизни свя- тителя стало дальнейшее просвеще- ние наиболее упорно державшихся языческих верований небольших, но очень воинственных народностей Ве- ликой Перми ? остяков и вогулов, Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселе- ния, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры. Подобно первосвятителю Перм-
скому Стефану, святитель Иона встретил на своем пути немало лише- ний, опасностей и гонений. Неутоми- мо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, по- клонявшийся языческому истукану ? Золотой бабе. В 1462 году епископ Иона был
вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одер- Э1СНО убедительную победу над глав- ными пермскими волхвами, святи- тель сумел зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей. (По некоторым сведениям сына того са- мого Асыки, от руки которого принял кончину святитель Питирим). |
||||
|
|||||