в
ТОЙЖЕ
ДЕНЬ
^«тг&ЖлААЛААЛЛи^ЛЛлЛмьлЛЛЛ^^
Святителя Ионы, епископа Великопермскаго
(Службу зри 29 января)
Тропарь, глас 4:
С вятителю Церкви Великопермстей, / истинный
хранителю апостольских преданий,/ столпе
непоколебимый Православия,/ благочестия учи-
телю,/ И оно святителю блаженне,/ Владыку всех
моли/ мир пастве твоей/ и всей Русстей земли
даровати/ и всем нам спастйся.
Святитель Иона, епископ Вели-
копермский, был пятым епископом
Пермским. После кончины великого
просветителя Пермского края святи-
теля Стефана (1"1396, память 26 апре-
ля) его преемником стал епископ
Исаакий, проводивший большую
часть своего времени в Москве и
недолго находившийся на Пермской
кафедре.
Апостольские труды святителя
Стефана продолжили святители Ге-
расим (Т1441, память 24 апреля) и
Питирим (1"1455, память 19 августа);
оба приняли мученическую смерть,
исполняя свой архипастырский долг.
Вскоре после убиения отрядом
вогульского князя Асыки святителя
Питирима митрополит Московский и
всея Руси чудотворец Иона (1"1461,
память 31 марта и 15 июня) рукополо-
жил соименного ему благочестивого
инока в епископский сан. В 1455 году
епископ Иона прибыл в Усть-Вымь,
главное селение обращенных в хри-
стианство зырян, где еще в 1383 году
святым Стефаном была учреждена
кафедра при построенном им храме в
честь Благовещения Пресвятой Бого-
родицы.
Принимая место, обагренное
кровью двух его предшественников,
святитель Иона, безусловно, понимал,
какие трудности он встретит на своем
архипастырском пути. Время междо-
усобиц уже проходило, и великий
князь Василий Васильевич Темный
еще в Москве обещал святителю
защиту и покровительство. Прислан-
ная им сильная московская рать за
1458?1459 годы установила в
Пермских пределах относительное
спокойствие, усмирив при этом
вятскую вольницу, принимавшую
участие в грабежах поселений зырян
и убийстве святителя Питирима. В
случае же набегов полудиких племен
вогулов (или вогуличей) Новгород и
Устюг были обязаны по первому
требованию Пермского епископа ока-
зывать ему военную помощь.
Заручившись такой поддержкой,
святитель Иона смог все свои силы
направить на укрепление Пермской
Церкви. Главным делом жизни свя-
тителя стало дальнейшее просвеще-
ние наиболее упорно державшихся
языческих верований небольших, но
очень воинственных народностей Ве-
ликой Перми ? остяков и вогулов,
Являясь соседями уже крестившихся
зырян, они врывались в их поселе-
ния, грабя и принуждая жителей
отказываться от истинной веры.
Подобно первосвятителю Перм-
скому Стефану, святитель Иона
встретил на своем пути немало лише-
ний, опасностей и гонений. Неутоми-
мо боролся он с влиянием волхвов и
жрецов на простодушный народ, по-
клонявшийся языческому истукану ?
Золотой бабе.
В 1462 году епископ Иона был
вызван на прения о вере, которые
проходили в Уросе, владении
пермских языческих князьков. Одер-
Э1СНО убедительную победу над глав-
ными пермскими волхвами, святи-
тель сумел зажечь светом Христовой
истины сердце одного из наиболее
влиятельных в тех местах князей. (По
некоторым сведениям сына того са-
мого Асыки, от руки которого принял
кончину святитель Питирим).