6-й день
207
С помощью этого князя, наречен-
ного во Святом Крещении Михаилом,
епископ Иона приступил к искорене-
нию языческих кумирниц и идолов.
За 1462?1463 годы проповедью сло-
ва Божия епископ Иона окончательно
обратил в христианство народы Вели-
кой Перми, которую он, по выраже-
нию летописца, «добавне крести».
На местах идольских капищ, куда
народ привык стекаться для жертвоп-
риношений, святитель строил храмы
и открывал при них школы для
обучения детей. Из Усть-Выми им
были вызваны опытные и знавшие
местные обычаи священники, способ-
ные продолжить дело просвещения
новообращенной паствы. Деятельную
помощь пермскому епископу оказали
иноки Троицкой Печорской пустыни.
Долгое время они выполняли обязан-
ности приходских священников для
христиан, живших по реке Печоре. В
главном поселении Перми Чердыни
епископ Иона основал монастырь во
имя святого апостола Иоанна Богос-
лова, на устройство которого, так же
как и на строительство храмов, щед-
рые пожертвования делали жители
Устюга и Новгорода.
В 1468 году Пермские земли по-
страдали от набега казанских татар.
Святитель Иона, не щадя своих сил,
старался помочь пострадавшим.
Успешная архипастырская де-
ятельность святителя Ионы укрепила
его авторитет среди иерархов Русской
Православной Церкви. В 1459 году он
был призван в Москву, где принял
участие в Соборе, в частности, в
составлении послания литовским
епископам о хранении верности Пра-
вославию. Об уважении и доверии,
каким Пермский епископ пользовал-
ся у тезоименитого Митрополита
Московского Ионы, свидетельствует
прочтение духовного завещания по-
чившего в 1461 году Первосвятителя
собравшимся в Москве архиереям
епископом Ионой.
За несколько лет до блаженной
кончины, предчувствуя ее близость,
святитель Иона стремился побывать
в каждом, даже самом отдаленном
месте своей епархии, чтобы словом
назидания укрепить новообращен-
ных в христианской вере, предосте-
речь их от опасности возвращения к
языческим привычкам и обычаям.
Пятнадцать лет длилось святи-
тельское служение в Пермской земле.
6 июня 1470 года он мирно отошел ко
Господу.
По свидетельству летописца «по-
ложено бысть святое тело его на
Усть-Выми, в своей его епископии,
близ мощей святых в церкви (Благо-
вещения Пресвятой Богородицы) по
левую сторону Герасима и Питирима
епископов, Устьвымских чудотвор-
цев... ид еже все три вкупе почивают и
чудеса творят и исцеления различ-
ные подают с верою приходящим ...»
Общая память трем святителям (кро-
ме памяти, совершаемой в день кон-
чины каждого) установлена 29 янва-
ря 1607 года Соборным определени-
ем при Святейшем Патриархе Гермо-
гене и царе Василии Иоанновиче
Шуйском.
в
ТОЙЖЕ
ДЕНЬ
ршжоэхшхтаого^^
Преподобнаго Ионы Клименецкаго, Олонецкаго
Тропарь, глас 4:
А нгельскому житию поревновав, блаженне
Ионо,/ оставил еси отечество твое, великий
Новград,/ и, пришед в пределы Олонецкия/ и в
пустыню вселйвся, / в трудех, молитвах и слезах
подвизался еси,/ и, яко мудрый купец, Царствие
Небесное наследовал еси./ Темже любовию вопи-
ем ти: / моли Христа Бога, / да спасет души наша.