![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
234
|
Месяц июнь
|
||
|
|||
неправедно на ны востающих, и от всех видимых и
невидимых сопротивлений вражиих, и спасены нас представи в День страшнаго и грознаго пришествия Господня, и сподоби нас улучйти деснаго стояния во блаженном Царствии Христа Бога. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Прес- вятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. |
|||
|
|||
Святитель Феодор, епископ
Суздальский, был родом из Греции. Он прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Ми- хаила, митрополита Киевского (1"992, память 30 сентября), который кре- стил великого князя Владимира в 987 году в Корсуни. По свидетельству
Кормчей XIII века, список с еще более древней, равноапостольный ве- ликий князь Владимир (!Ю15) гово- рил о себе: «Прием святое крещение и прослави Бога, яко сподобити прияти таковую благодать преосвященным митрополитом Михаилом, и взях его, первого митрополита, от патриарха и от всего собора, почтенаго лампадою и саком, яко второго патриарха, с ним же крестих всю русскую землю». После крещения киевлян летом
988 года, великий князь Владимир
вместе с сыновьями и первым митро- политом Киевским Михаилом объез- жали русские города, ревностно рас- пространяя христианство. В Черни- гов, Белгород, Переяславль, Новго- род, Владимир Волынский были по- ставлены епископы. В 990 году мит- рополит Михаил посвятил в сан епис- копа сопровождавшего его святителя Феодора и назначил его на новоустро- енную кафедру в Ростове Великом. Рукописное житие святителя Ле-
онтия Ростовского (1"1164, память 23 мая) свидетельствует: «Быстъ пер- вый епископ Ростову Феодор и крести Ростовскую землю и Суздальскую». Святитель Феодор сразу же при-
ступил к строительству первого в Ростове христианского храма, перво- начально деревянного. Он был освя- щен в честь Пресвятой Богородицы и простоял 168 лет. Ростовские жители вначале, буду-
чи еще язычниками, довольно враж- |
дебно встретили и самого архипасты-
ря, и все его начинания. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников, подстрекаемых волхвами. Притеснения с их стороны все увеличивались, поэтому в 992 го- ду епископ Феодор вынужден был покинуть Ростов Великий. По выражению Степенной книги,
святитель «изнемог» от упорных язычников и «неверных людей», не принимавших крещения. Святитель Феодор поселился в
местности, где позднее возник город Суздаль. В кратком рукописном ска- зании о святителе Феодоре, хранив- шемся в ризнице Суздальской собор- ной церкви, повествуется: «Приям святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша богодухновенное уче- ние его, по премногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и при- имаху святое крещение». Таким образом, суздальская ме-
стность, входившая в то время и в последующие два столетия в состав Ростовской епархии, обязана христи- анским просвещением святителю Фе- одору, который поэтому и был поиме- нован впоследствии Суздальским. Ревностная архипастырская деятель- ность епископа Феодора навсегда осталась в благодарной памяти края, вписавшего столь славные страницы в историю России. Епископ Феодор преставился в
Суздале, но летописи не сообщают года его блаженной кончины; по некоторым сопоставимым данным ее |
||
|
|||