234
Месяц июнь
неправедно на ны востающих, и от всех видимых и
невидимых сопротивлений вражиих, и спасены
нас представи в День страшнаго и грознаго
пришествия Господня, и сподоби нас улучйти
деснаго стояния во блаженном Царствии Христа
Бога. Яко Тому подобает всякая слава, честь и
поклонение, со Безначальным Его Отцем и Прес-
вятым, и Благим, и Животворящим Его Духом,
ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Святитель Феодор, епископ
Суздальский,
был родом из Греции.
Он прибыл в Киевскую Русь из
Константинополя в свите духовных
лиц, сопровождавших святителя Ми-
хаила, митрополита Киевского (1"992,
память 30 сентября), который кре-
стил великого князя Владимира в
987  году в Корсуни. По свидетельству
Кормчей XIII века, список с еще
более древней, равноапостольный ве-
ликий князь Владимир (!Ю15) гово-
рил о себе: «Прием святое крещение и
прослави Бога, яко сподобити прияти
таковую благодать преосвященным
митрополитом Михаилом, и взях его,
первого митрополита, от патриарха и
от всего собора, почтенаго лампадою
и саком, яко второго патриарха, с ним
же крестих всю русскую землю».
После крещения киевлян летом
988  года, великий князь Владимир
вместе с сыновьями и первым митро-
политом Киевским Михаилом объез-
жали русские города, ревностно рас-
пространяя христианство. В Черни-
гов, Белгород, Переяславль, Новго-
род, Владимир Волынский были по-
ставлены епископы. В 990 году мит-
рополит Михаил посвятил в сан епис-
копа сопровождавшего его святителя
Феодора и назначил его на новоустро-
енную кафедру в Ростове Великом.
Рукописное житие святителя Ле-
онтия Ростовского (1"1164, память
23 мая) свидетельствует: «Быстъ пер-
вый епископ Ростову Феодор и крести
Ростовскую землю и Суздальскую».
Святитель Феодор сразу же при-
ступил к строительству первого в
Ростове христианского храма, перво-
начально деревянного. Он был освя-
щен в честь Пресвятой Богородицы и
простоял 168 лет.
Ростовские жители вначале, буду-
чи еще язычниками, довольно враж-
дебно встретили и самого архипасты-
ря, и все его начинания. Множество
обид пришлось вынести святителю от
идолопоклонников, подстрекаемых
волхвами. Притеснения с их стороны
все увеличивались, поэтому в 992 го-
ду епископ Феодор вынужден был
покинуть Ростов Великий.
По выражению Степенной книги,
святитель «изнемог» от упорных
язычников и «неверных людей», не
принимавших крещения.
Святитель Феодор поселился в
местности, где позднее возник город
Суздаль. В кратком рукописном ска-
зании о святителе Феодоре, хранив-
шемся в ризнице Суздальской собор-
ной церкви, повествуется: «Приям
святитель Феодор паству словесных
овец в Суждальской стране и, видя их
помраченными, начал, возлагая на
Бога упование, сеяти семя слова
Божия, идольские капища разрушая;
храмы же святые во славу Божию
созидая и украшая. Зряще бо народи
богоугодное житие его и кроткий
нрав, и слыша богодухновенное уче-
ние его, по премногу удивляшеся,
обращахуся в веру Христову и при-
имаху святое крещение».
Таким образом, суздальская ме-
стность, входившая в то время и в
последующие два столетия в состав
Ростовской епархии, обязана христи-
анским просвещением святителю Фе-
одору, который поэтому и был поиме-
нован впоследствии Суздальским.
Ревностная архипастырская деятель-
ность епископа Феодора навсегда
осталась в благодарной памяти края,
вписавшего столь славные страницы
в историю России.
Епископ Феодор преставился в
Суздале, но летописи не сообщают
года его блаженной кончины; по
некоторым сопоставимым данным ее