|
|||
8-й день
|
255
|
||
|
|||
Зимой 1249 года князь Василий
Ярославский отправился во Влади- мир-на-Клязьме для встречи с род- ственным ему святым благоверным великим князем Александром Невским (Т1263). Там он тяжело заболел и 8 февраля преставился ко Господу. Гроб с телом князя Василия Всеволодовича от Владимира до Ярославля провожали его двоюрод- ные братья, Ростовский и Белозер- ский князья Борис и Глеб Василько- вичи вместе со своей матерью, а также сам великий князь Александр Невский: столь велико было их ува- жение к молодому, но зрелому духом безвременно почившему князю. Пог- ребение совершил епископ Ростов- ский Кирилл в Ярославском соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, на северной стороне ко- торого был положен гроб с телом князя Василия Ярославского. По кончине старшего брата в 1249
году Константин Всеволодович при- нял правление княжеством. Он укре- пил границы своего владения, стра- давшие от постоянных набегов ор- дынцев. 3 июля 1257 года к Ярослав- лю подступило монголо-татарское полчище. Князь Константин бес- страшно выступил против превосхо- дивших сил неприятеля с малочис- ленной дружиной. Перейдя на другую сторону реки Которости, он вышел на гору, где и произошла кровавая битва с татарами. Несмотря на героическое сопротивление, русские были разбиты превосходившим численно противни- ком. Князь Константин геройски пал вместе со своими воинами. Ярославль был жестоко разорен. Гора, где погиб Ярославский князь с дружиной, с тех пор стала называться Туговою, как место туги (туга ? скорбь, тоска, горе). Тело благоверного страдальца было погребено с честью в соборном Успенском храме, у места упокоения его старшего брата Василия. В 1501 году в Ярославле произо-
шел пожар, во время которого сгорел Кремль и деревянный собор. Когда начали копать рвы для закладки основания нового храма, то обрели два гроба с нетленными телами. По |
надписям на каменных плитах было
определено, что это?благоверные КНЯЗЬЯ Василий и Константин Ярос- лавские. По просьбе народа епископ Ярославский в присутствии много- численного духовенства перенес нет- ленные мощи из Кремля в деревян- ный храм во имя святых страстотер- пцев Бориса и Глеба. Известие об этом событии дошло до великого князя Московского Иоанна III, кото- рый послал из Москвы искусных каменщиков для постройки соборного храма. Впоследствии он сам прибыл в Ярославль на поклонение святым мощам своих предков. После окончания строительства
кафедрального Успенского собора святые мощи князей Василия и Кон- стантина были вновь торжественно перенесены и поставлены открыто в приделе, освященном в их честь, между столпов, с правой стороны, под древними родовыми княжескими иконами. В 1744 году, во время большого пожара в соборе, святые мощи обгорели, после чего останки их были заключены в ковчеги и вновь положены в Успенском храме, но уже в особо устроенную гробницу. В кня- жение Василия Иоанновича (1526 ? 1533) монахом Пахомием было напи- сано житие Ярославских чудотвор- цев. Память святым благоверным князьям Василию и Константину Ярославским совершается дважды в год: 3 июля?в день битвы на горе Туговой, и 8 июня?когда были обре- тены их святые мощи. В тот же день празднуется память Ярославской ико- ны Вожией Матери, по преданию принесенной в Ярославль благовер- ными князьями-братьями, и с тех пор находившейся в Успенском кафед- ральном соборе. В «Иконописном подлиннике» о
святых благоверных князьях сказано: «Василий подобием надсед, брада аки Василия Кесарийского, ризы на нем княжеские, шуба китайчатая, на гла- ве шапка княжеская. Константин подобием сед, брада аки князя Влади- мира, поуже; ризы княжеские, шуба бархатная, на главе шапка княже- ская, в руке меч, и в сапогах». |
||
|
|||