8-й день
255
Зимой 1249 года князь Василий
Ярославский отправился во Влади-
мир-на-Клязьме для встречи с род-
ственным ему святым благоверным
великим князем Александром
Невским (Т1263). Там он тяжело
заболел и 8 февраля преставился ко
Господу. Гроб с телом князя Василия
Всеволодовича от Владимира до
Ярославля провожали его двоюрод-
ные братья, Ростовский и Белозер-
ский князья Борис и Глеб Василько-
вичи вместе со своей матерью, а
также сам великий князь Александр
Невский: столь велико было их ува-
жение к молодому, но зрелому духом
безвременно почившему князю. Пог-
ребение совершил епископ Ростов-
ский Кирилл в Ярославском соборном
храме в честь Успения Пресвятой
Богородицы, на северной стороне ко-
торого был положен гроб с телом
князя Василия Ярославского.
По кончине старшего брата в 1249
году Константин Всеволодович при-
нял правление княжеством. Он укре-
пил границы своего владения, стра-
давшие от постоянных набегов ор-
дынцев. 3 июля 1257 года к Ярослав-
лю подступило монголо-татарское
полчище. Князь Константин бес-
страшно выступил против превосхо-
дивших сил неприятеля с малочис-
ленной дружиной. Перейдя на другую
сторону реки Которости, он вышел на
гору, где и произошла кровавая битва
с татарами. Несмотря на героическое
сопротивление, русские были разбиты
превосходившим численно противни-
ком. Князь Константин геройски пал
вместе со своими воинами. Ярославль
был жестоко разорен. Гора, где погиб
Ярославский князь с дружиной, с тех
пор стала называться Туговою, как
место туги (туга ? скорбь, тоска,
горе). Тело благоверного страдальца
было погребено с честью в соборном
Успенском храме, у места упокоения
его старшего брата Василия.
В 1501 году в Ярославле произо-
шел пожар, во время которого сгорел
Кремль и деревянный собор. Когда
начали копать рвы для закладки
основания нового храма, то обрели
два гроба с нетленными телами. По
надписям на каменных плитах было
определено, что это?благоверные
КНЯЗЬЯ Василий и Константин Ярос-
лавские. По просьбе народа епископ
Ярославский в присутствии много-
численного духовенства перенес нет-
ленные мощи из Кремля в деревян-
ный храм во имя святых страстотер-
пцев Бориса и Глеба. Известие об
этом событии дошло до великого
князя Московского Иоанна III, кото-
рый послал из Москвы искусных
каменщиков для постройки соборного
храма. Впоследствии он сам прибыл в
Ярославль на поклонение святым
мощам своих предков.
После окончания строительства
кафедрального Успенского собора
святые мощи князей Василия и Кон-
стантина были вновь торжественно
перенесены и поставлены открыто в
приделе, освященном в их честь,
между столпов, с правой стороны, под
древними родовыми княжескими
иконами. В 1744 году, во время
большого пожара в соборе, святые
мощи обгорели, после чего останки их
были заключены в ковчеги и вновь
положены в Успенском храме, но уже
в особо устроенную гробницу. В кня-
жение Василия Иоанновича (1526 ?
1533) монахом Пахомием было напи-
сано житие Ярославских чудотвор-
цев. Память святым благоверным
князьям Василию и Константину
Ярославским совершается дважды в
год: 3 июля?в день битвы на горе
Туговой, и 8 июня?когда были обре-
тены их святые мощи. В тот же день
празднуется память Ярославской ико-
ны Вожией Матери, по преданию
принесенной в Ярославль благовер-
ными князьями-братьями, и с тех пор
находившейся в Успенском кафед-
ральном соборе.
В «Иконописном подлиннике» о
святых благоверных князьях сказано:
«Василий подобием надсед, брада аки
Василия Кесарийского, ризы на нем
княжеские, шуба китайчатая, на гла-
ве шапка княжеская. Константин
подобием сед, брада аки князя Влади-
мира, поуже; ризы княжеские, шуба
бархатная, на главе шапка княже-
ская, в руке меч, и в сапогах».