|
|||
9-й день
|
265
|
||
|
|||
возник в Риме в середине III века, и
ко времени правления святого Ки- рилла они имели в Александрии многочисленных приверженцев во главе с епископом Феопемптом. Свя- титель Кирилл, убедившись в беспо- лезности увещания новадиан, содей- ствовал их изгнанию из Александрии. В борьбе с остатками язычества
святитель Кирилл распорядился пе- ренести мощи святых мучеников Ки- ра и Иоанна (1311) в село Мануфин, вблизи Александрии, на место, где прежде было языческое капище. Здесь был воздвигнут христианский храм и засвидетельствованы впослед- ствии многочисленные чудесные ис- целения, совершавшиеся у мощей святых мучеников. Упорную и долгую борьбу приш-
лось выдержать святителю Кириллу с непримиримыми противниками хри- стианства из иудеев, которые имели многочисленные поселения в Алек- сандрии и ее окрестностях еще со времен Александра Македонского (IV в. до Р. X.). Александрийские иудеи проявляли большую актив- ность в борьбе с христианством, про- изводили смуты и волнения. Во вре- мя одного из таких волнений была замучена знаменитая Ипатия, изве- стная своей образованностью и лю- бовью к наукам. Иудеи восстановили против святителя Кирилла правителя Александрии епарха Ореста, который предавал мучениям и даже смерти многих его приверженцев. Неоднок- ратно святитель Кирилл обращался с жалобами на несправедливость к им- ператору Феодосию Младшему (408?450). С большим трудом, спу- стя долгое время ему удалось достиг- нуть смещения епарха и изгнания иудеев из города. Но более всего святитель Кирилл
приобрел известность как защитник Православия в борьбе с возникшей в те годы ересью Нестория. Несторий, пресвитер Антиохий-
ской Церкви, в 428 году был избран на патриарший престол Константи- нополя. Он пользовался репутацией аскета и вообще человека доброде- тельного и твердого в Православии. Однако, став патриархом, Несторий начал проповедовать лжеучение о том, что во Христе Божество и чело- вечество соединены не ипостасно, следовательно, Дева Мария родила |
лишь человека Иисуса, в котором
Божество обитало как в храме. Поэто- му Несторий особенно сильно восста- вал против наименования Пресвятой Девы Богородицей, утверждая, что ее следует называть Христородицей. Святитель Кирилл весьма энер-
гично выступил в защиту Православ- ного вероучения против ереси. Сна- чала он написал самому Несторию послание в доброжелательном тоне, побуждая отказаться от еретического заблуждения. Потом были написаны послания Константинопольскому клиру, императору Феодосию и его семье, Папе Римскому Целестину и другим Патриархам, а также посла- ния в некоторые монастыри. Между тем Несторий стал подвер-
гать открытому гонению православ- ных, а один из его сторонников, епископ Дорофей с церковного амво- на предал анафеме тех, кто называл Деву Марию Богородицей. Из-за широкого распространения
ереси Нестория император Феодосии был вынужден созвать в 431 году в Ефесе Третий Вселенский Собор. На Собор прибыло около 200 епископов, в том числе и святитель Кирилл с 50 епископами Египта. Несторий не сог- лашался на открытие Собора, ожидая епископа Иоанна Антиохийского и других 16 епископов Сирии. Однако Собор все же стал проводить свои заседания; председательствовал на нем святитель Кирилл. Лжеучение Нестория было рассмотрено и осужде- но. Однако Несторий не подчинился, он созвал свой лжесобор вместе с сирийскими епископами и на нем провозгласил святителя Кирилла «еретиком». Смута усиливалась. По доносу сторонников Нестория импе- ратор заключил в тюрьму святителя Кирилла и епископа Мемнона Эфес- ского, равно как и Нестория. Но вскоре справедливость восторжество- вала: святитель Кирилл был освобож- ден, а Нестория лишили сана и сослали в Ливийскую пустыню, где он через некоторое время скончался. Перед смертью его язык, хулив-
ший Матерь Божию, покрылся язва- ми и был изъеден червями. Противоборствуя еретикам и от-
крытым врагам Церкви, святитель Кирилл умел мудро и осторожно исправлять неправильные мнения тех, кто уклонялся от истины не по |
||
|
|||