9-й день
265
возник в Риме в середине III века, и
ко времени правления святого Ки-
рилла они имели в Александрии
многочисленных приверженцев во
главе с епископом Феопемптом. Свя-
титель Кирилл, убедившись в беспо-
лезности увещания новадиан, содей-
ствовал их изгнанию из Александрии.
В борьбе с остатками язычества
святитель Кирилл распорядился пе-
ренести мощи святых мучеников Ки-
ра и Иоанна (1311) в село Мануфин,
вблизи Александрии, на место, где
прежде было языческое капище.
Здесь был воздвигнут христианский
храм и засвидетельствованы впослед-
ствии многочисленные чудесные ис-
целения, совершавшиеся у мощей
святых мучеников.
Упорную и долгую борьбу приш-
лось выдержать святителю Кириллу с
непримиримыми противниками хри-
стианства из иудеев, которые имели
многочисленные поселения в Алек-
сандрии и ее окрестностях еще со
времен Александра Македонского
(IV в. до Р. X.). Александрийские
иудеи проявляли большую актив-
ность в борьбе с христианством, про-
изводили смуты и волнения. Во вре-
мя одного из таких волнений была
замучена знаменитая Ипатия, изве-
стная своей образованностью и лю-
бовью к наукам. Иудеи восстановили
против святителя Кирилла правителя
Александрии епарха Ореста, который
предавал мучениям и даже смерти
многих его приверженцев. Неоднок-
ратно святитель Кирилл обращался с
жалобами на несправедливость к им-
ператору Феодосию Младшему
(408?450). С большим трудом, спу-
стя долгое время ему удалось достиг-
нуть смещения епарха и изгнания
иудеев из города.
Но более всего святитель Кирилл
приобрел известность как защитник
Православия в борьбе с возникшей в
те годы ересью Нестория.
Несторий, пресвитер Антиохий-
ской Церкви, в 428 году был избран
на патриарший престол Константи-
нополя. Он пользовался репутацией
аскета и вообще человека доброде-
тельного и твердого в Православии.
Однако, став патриархом, Несторий
начал проповедовать лжеучение о
том, что во Христе Божество и чело-
вечество соединены не ипостасно,
следовательно, Дева Мария родила
лишь человека Иисуса, в котором
Божество обитало как в храме. Поэто-
му Несторий особенно сильно восста-
вал против наименования Пресвятой
Девы Богородицей, утверждая, что ее
следует называть Христородицей.
Святитель Кирилл весьма энер-
гично выступил в защиту Православ-
ного вероучения против ереси. Сна-
чала он написал самому Несторию
послание в доброжелательном тоне,
побуждая отказаться от еретического
заблуждения. Потом были написаны
послания Константинопольскому
клиру, императору Феодосию и его
семье, Папе Римскому Целестину и
другим Патриархам, а также посла-
ния в некоторые монастыри.
Между тем Несторий стал подвер-
гать открытому гонению православ-
ных, а один из его сторонников,
епископ Дорофей с церковного амво-
на предал анафеме тех, кто называл
Деву Марию Богородицей.
Из-за широкого распространения
ереси Нестория император Феодосии
был вынужден созвать в 431 году в
Ефесе Третий Вселенский Собор. На
Собор прибыло около 200 епископов, в
том числе и святитель Кирилл с 50
епископами Египта. Несторий не сог-
лашался на открытие Собора, ожидая
епископа Иоанна Антиохийского и
других 16 епископов Сирии. Однако
Собор все же стал проводить свои
заседания; председательствовал на
нем святитель Кирилл. Лжеучение
Нестория было рассмотрено и осужде-
но. Однако Несторий не подчинился,
он созвал свой лжесобор вместе с
сирийскими епископами и на нем
провозгласил святителя Кирилла
«еретиком». Смута усиливалась. По
доносу сторонников Нестория импе-
ратор заключил в тюрьму святителя
Кирилла и епископа Мемнона Эфес-
ского, равно как и Нестория. Но
вскоре справедливость восторжество-
вала: святитель Кирилл был освобож-
ден, а Нестория лишили сана и
сослали в Ливийскую пустыню, где он
через некоторое время скончался.
Перед смертью его язык, хулив-
ший Матерь Божию, покрылся язва-
ми и был изъеден червями.
Противоборствуя еретикам и от-
крытым врагам Церкви, святитель
Кирилл умел мудро и осторожно
исправлять неправильные мнения
тех, кто уклонялся от истины не по