266
Месяц июнь
злому умыслу, а по своей простоте и
недопониманию. Так, один старец в
Нижнем Египте, подвижник высокой
жизни, считал, что Мелхиседек, вет-
хозаветный праведник, был Сын
Божий.
Святитель Кирилл пригласил его
к себе и, зная, что старец творит
чудеса и Бог исполняет всякую прось-
бу его, попросил его разрешить будто
бы возникшее недоумение и помо-
литься Богу, чтобы Господь открыл
ему, кто же Мелхиседек ? Сын Бо-
жий или простой человек. Старец
помолился и через три дня Господь
открыл ему истину.
Однако и сам святитель Кирилл
не избежал неправых мнений и пог-
решностей. Так, под влиянием своего
дяди, архиепископа Феофила, про-
тивника святителя Иоанна Златоу-
ста, святитель Кирилл был долгое
время предубежден против великого
проповедника. Многие выдающиеся
деятели Церкви того времени убеж-
дали святителя Кирилла изменить
свое неправое мнение. Преподобный
Исидор Пелусиот (1"ок. 436?440; па-
мять 4 февраля), в частности, писал:
«Пристрастие недальновидно, а нена-
висть вовсе ничего не видит. Посему,
если желательно тебе быть чистым от
того и другого недостатка, не произ-
носи необдуманных приговоров, но
подвергай деяния справедливому су-
ду, потому что и Бог, Который знает
все прежде, нежели придет исполне-
ние, человеколюбиво благоволил сни-
зойти с небес и видеть вопль содом-
ский (Быт. 18, 20), научая нас делать
все по точном исследовании». Святи-
тель Кирилл был вразумлен свыше
чудесным образом: во сне он увидел
Божию Матерь, окруженную сонмом
ангелов и святых, среди которых был
и святитель Иоанн Златоуст. Когда
святитель Кирилл захотел поклонить-
ся Богородице, святитель Иоанн Зла-
тоуст воспрепятствовал ему. Тогда
Сама Царица Небесная стала хода-
тайствовать перед святым Златоу-
стом, чтобы он простил святителя
Кирилла, согрешившего по неведе-
нию. Святитель Иоанн во сне простил
святителя Кирилла, который после
сна раскаялся в недружелюбных чув-
ствах к такому угоднику Божию.
Тридцать два года пробыл святи-
тель Кирилл на Александрийской
кафедре; за это время им было
написано много произведении догма-
тического характера. Таковы 5 книг
против Нестория, «Сокровище», на-
писанное против ереси ариан и евно-
миан, 2 произведения о Святой Тро-
ице, о воплощении, против антропо-
морфитов. Из толкований на Священ-
ное Писание наиболее известны тол-
кование на Евангелие от Луки, на
книги пророка Исайи и Песнь Пес-
ней. Из нравоучительных творений
святителя Кирилла широкое распро-
странение получило «Слово об исходе
души», помещенное в славянской
«Следованной Псалтири».
На русском языке издано:
1.  Творения. Части 1?15. М.?
Сергиев Посад, 1880?1912. (Творе-
ния святых отцев в рус. пер., издава-
емые при МДА, тт. 47, 51, 53, 54, 55,
56, 59, 62, 63, 64, 66, 68, 69, 70).
2.  Слова и поучения.? В кн.:
Сборник, или избранные слова о
чести святых икон и о поклонении
им. Пер. с греч. М., 1647. Почаев,
1787. Супрасль, 1791, Львов, 1793.
Изд. 4-е, испр. М., 1850.
3.  Толкование на Евангелие от
Иоанна. Пер. и примеч. проф.
М. Д. Муретова.? «Богословский ве-
стник», 1902, ¦¦ 1,5, 7?8, 9,11,12;
1903, ¦¦ 1, 3, 5, 7?8, 9, 11; 1904,
¦¦ 1, 3, 5, 6, 7?8, 11, 12; 1905,
¦¦ 1, 2, 7?8, 9, 10; 1906, ¦¦ 2, 3,
4, 7?8, 9; 1907, ¦¦ 1?12; 1908,
¦¦ 1 ? 12; 1909, ¦¦ 1 ? 12; 1911,
¦¦ 1?12.
4.  Толкования: на пророка Осию.
Пер. А. А. Жданова и П. И. Казан-
ского под ред. М. Д. Муретова.?
«Богословский вестник», 1892, ¦ 2,
4, 5, 7, 8 (В прил.).
5.? На пророка Иоиля. Пер.
А. А. Жданова и П. И. Казанского
под ред. М. Д. Муретова.? Там же,
1892, ¦¦ 8, 9, 10 (В прил.).
6.? На пророка Амоса. Пер.
П. И, Казанского и А. А. Жданова
под ред. М. Д. Муретова.?Там же,
1892, ¦¦ 10, 11, 12; 1893, ¦¦ 2, 3,
4, 5, 7.
7.? На пророка Авдия. Пер.
П. И. Казанского под ред. М. Д. Му-
ретова.? Там же, 1893, ¦ 9.
8.? На пророка Михея. Пер.
П. И. Казанского под ред. М. Д. Му-
ретова.?Там же. 1893, ¦¦ 11, 12;
1894, ¦¦ 2, 3, 4, 6.