28
Месяц июнь
отказался от своей воли и всецело
предал себя руководству мудрого ду-
ховного наставника. В монастыре
действовал строгий общежительный
устав, запрещавший насельникам
иметь какую-либо собственность.
Инок Дионисий, изнуряя плоть по-
стом, а дух укрепляя молитвой, ста-
рался выполнять самые тяжелые мо-
настырские работы.
В подвигах труда, поста и молит-
вы, непрестанно совершенствуясь, он
провел девять лет. Благодаря под-
вижнической жизни, кротости и тру-
долюбию преподобный Дионисий
приобрел среди иноков обители высо-
кий духовный авторитет.
Оказываемые ему почет и уваже-
ние стали тяготить смиренного инока:
у него созрело желание посвятить
себя пустынножительству. Вместе со
своим единомышленником и собра-
том Пахомием преподобный Диони-
сий после долгих размышлений и
коленопреклоненных молитв решил
обратиться за благословением к игу-
мену. После беседы с иноками прони-
цательный духовный руководитель
понял их будущее предназначение и,
преподав отеческие наставления, от-
пустил преподобных Дионисия и Па-
хомия из монастыря.
Направляясь вдоль восточной сто-
роны Кубенского озера, иноки достиг-
ли излучины реки Сухоны, где рядом
с селением Святая Лука ими был
обнаружен заброшенный, полуразру-
шившийся монастырь. Путники соч-
ли это место подходящим для отшель-
ничества. Построив для жилья кел-
лию, они принялись за сооружение
деревянного храма, который, благода-
ря обилию леса, вскоре был завершен.
Иконы для храма написал сам препо-
добный Дионисий, у которого еще в
монастыре обнаружился незауряд-
ный талант иконописца. Для совер-
шения богослужений нужен был свя-
щенник. С этой целью преподобный
Дионисий отправился в Ростов
Великий.
Архиепископ Ростовский Григо-
рий с любовью принял инока Диони-
сия? выходца из того же Спасо-
Каменного монастыря, где и сам он
был пострижен и некоторое время
игуменствовал. Узнав о просьбе пу-
стынников, архипастырь рукополо-
жил преподобного Дионисия во иеро-
монаха (около 1396 года).
Вернувшись в пустыньку, препо-
добный Дионисий освятил храм во
имя святителя Николая Чудотворца.
По свидетельству жизнеописателя,
преподобный Дионисий «хлеба при-
чащался единою днем и воду по
оскуду пия», дни и ночи проводил в
горячей молитве и богомыслии. Изве-
стность о святом отшельнике распро-
странилась по окрестным селениям.
К Святой Луке стал стекаться народ
для духовных бесед и наставлений.
Пахомия радовало новое место под-
вигов, но преподобного Дионисия,
которого и прежде смущала слава, не
оставляла мысль о безмолвии. К тому
времени к ним присоединился еще
один инок. Преподобный Дионисий,
видя, что его собратьям тяжел столь
суровый и строгий образ жизни, кото-
рый он вел, решил оставить Святую
Луку. Однажды после совместной
молитвы иноки с миром расстались.
Преподобный Дионисий напра-
вился вдоль восточной стороны Ку-
бенского озера. Пройдя 15 верст, он
вдруг услышал как бы отдаленный
колокольный звон. Преподобный Ди-
онисий устремился на звук и вскоре
вышел к крутому берегу реки Глуши-
цы?месту безлюдному, окруженно-
му лесной чащей. Поняв, что таким
чудесным образом ему было указано,
где он должен продолжить свой ду-
ховный подвиг, преподобный Диони-
сий водрузил крест, который он нес из
Святой Луки. После благодарствен-
ной молитвы он принялся за сооруже-
ние келлии, выбрав для нее место под
цветущим черемуховым кустом,
(После кончины преподобного ягоды
этого дерева давали исцеление
страждущим.)
И на новом месте подвигов препо-
добный Дионисий продолжал строгий
образ монашеской жизни. Однажды в
Глушицкую пустыньку зашел старец-
монах. Он с радостью согласился на
предложение святого Дионисия раз-
делить с ним пустынножительство.
Через некоторое время к ним присо-
единились еще несколько собратий.
Постепенно вокруг преподобного Ди-
онисия собралось такое количество
иноков, что возникла мысль об устро-
ении монастыря. Владевший землей
вдоль Кубенского озера удельный
князь Димитрий Васильевич Заозер-
ский с радостью откликнулся на
благочестивую просьбу старца по-