1-й день
29
мочь в устроении обители. Им были
присланы работники, вырубившие и
расчистившие лесную чащу. Чтобы
получить необходимое архипастыр-
ское благословение, преподобный Ди-
онисий в 1402 году вновь направился
в Ростов Великий.
Архиепископ Ростовский Григо-
рий благословил подвижника на стро-
ительство храма и устроение обители,
советовал также ввести в ней обще-
жительный устав, «чтобы никому
ничего не называть своим, а все
иметь общим, как жили при апосто-
лах». По возвращении преподобный
Дионисий и братия с помощью княже-
ских плотников принялись за соору-
жение небольшого деревянного храма
в честь Покрова Пресвятой Богороди-
цы, которое было закончено в
1403 году.
Постепенно Глушицкая обитель,
руководимая опытным и мудрым
подвижником благочестия, стала
привлекать к себе большое количе-
ство богомольцев, странников, ни-
щих. С радостью принимал их игу-
мен. Посетители монастыря в благо-
дарность за молитвы и духовную
помощь нередко делали крупные
вклады на дальнейшее благоустрой-
ство обители.
Строгий (Афонский) монастыр-
ский устав возбранял инокам иметь
собственность. Насколько неукосни-
тельно соблюдалось игуменом это
правило, свидетельствует следующий
случай. Однажды, после смерти одно-
го из монахов в его келлии были
найдены утаенные монеты. Руковод-
ствуясь примером древних пустынно-
жителей, считавших ослушание
страшным грехом для монаха, препо-
добный Дионисий велел выбросить
деньги за монастырскую ограду, а
тело ослушника во спасение его души
и в назидание братии долго не разре-
шал предавать земле, пока иноки не
вымолили для него прощения. Как-то
раз кое-кто из братии, думая показать
преподобному, что он излишне щедр с
нищими, ежедневно заполнявшими
монастырский двор, подослали к не-
му юношу, переодетого убогой стран-
ницей. Со слезами внимая, нищенка
просила помочь ей, и игумен щедро
ее одарил. Вечером братия раскрыли
свой обман и вернули старцу деньги.
Но преподобный Дионисий снова от-
дал их смущенному юноше, а учени-
кам своим сказал: «Господь велит
делать добро, сколько есть сил; так
перестаньте же искушать меня, по-
буждая к немилосердию».
Во время случившегося в Вологод-
ском крае голода народ толпами
устремлялся к обители, где Глупшц-
кий игумен раздавал хлеб. Вскоре
огромные монастырские запасы ста-
ли истощаться. Однако по вере и
молитве преподобного монастырская
житница не оскудела. Богоугодные
дела преподобного Дионисия были
непереносимы для врага человече-
ского спасения?диавола, но самые
изощренные искушения лукавого не
смогли одолеть святого старца.
Число насельников Глушипкой
обители постоянно увеличивалось, и
в 1412 году был построен новый,
более просторный храм, так же, как и
прежний, освященный в честь Покро-
ва Пресвятой Богородицы. По свиде-
тельству летописца, преподобный Ди-
онисий ничего не предпринимал по
своей воле, а ждал после горячих
молитв тайного или явного указания
Промысла. Строительству нового хра-
ма предшествовало явление ему во
сне ангела в виде прекрасного юно-
ши, препоручившего святого старца
заступничеству Пречистой Богороди-
цы «отныне и до века».
Игуменские труды преподобного
Дионисия требовали от него не только
заботы о духовном воспитании своих
учеников, но и постоянного внимания
к хозяйственным делам обители. Че-
рез некоторое время любовь к безмол-
вию вновь побудила его тайно поки-
нуть обитель. Пройдя 4 версты вдоль
реки Глушицы, преподобный Диони-
сий вышел на возвышенное и сухое
место, впоследствии получившее на-
звание Сосковец из-за огромной сос-
ны, росшей там. В этой пустыньке он
стал подвизаться в совершенном оди-
ночестве, суровом посте и постоянной
молитве.
Иногда святой навещал Покров-
ский монастырь, стараясь уходить из
него так, чтобы место его отшельни-
чества не было открыто.
Братия не переставали умолять
своего игумена вернуться в мона-
стырь. Тронутый их слезами, чадолю-
бивый наставник не мог им отказать.
Но он не оставлял мысль о Сосновце и
предполагал устроить там небольшую
обитель для нескольких иноков, же-