30
Месяц июнь
лавших более суровых условий
жизни.
В 1419 году старец в третий раз
отправился в Ростов Великий, архи-
епископскую кафедру которого к тому
времени занимал бывший игумен
Спасо-Каменного монастыря Диони-
сий Святогорец. Преосвященный Ди-
онисий благословил своего любимого
ученика на устройство новой обители
иконой Божией Матери.
Построенный в Сосновые храм
был освящен во имя святого пророка
Иоанна Предтечи в 1420 году. Боль-
шую помощь в сооружении монасты-
ря оказал удельный князь Юрий
Богтюжский, и детям своим завещав-
ший благодетельствовать этой обите-
ли. Оставаясь игуменом Глушицкого
монастыря, преподобный, которому к
тому времени исполнилось 60 лет,
перешел с несколькими учениками в
Сосновец, где ввел строгий общежи-
тельный устав. Таким образом, он
принял на себя заботы о двух мона-
стырях.
Стремление получать благочести-
вые наставления старца постоянно
привлекало в Сосновец народ, в том
числе и женщин, чье присутствие
нарушало строгий монастырский
устав. Чтобы не лишать их духовного
руководства, преподобный построил в
двух верстах от Покровского мона-
стыря храм во имя святителя Леон-
тия, епископа Ростовского, и при нем
женскую иноческую обитель, которая
была четвертым из основанных им
монастырей.
Заботами преподобного были по-
строены еще два храма: на реке
Сухоне, освященный в честь Воскре-
сения Христова, и на реке Двинице ?
во имя Святителя Николая Чудотвор-
ца. Все устроенные игуменом Диони-
сием монастыри и храмы имели
написанные им самим иконы. Кроме
того, преподобный Дионисий зани-
мался искусной резьбой по дереву,
был известен как книгописец, ковач и
изготовитель одежды.
Последние годы жизни святой
старец почти всегда проводил в Сос-
новце, не забывая при этом и Покров-
ской обители. Предчувствуя свою
кончину, он не ослабевал в подвиж-
нических подвигах. От продолжи-
тельных молитвенных стояний и бде-
ний ноги его отекли и «бяху яко
столпие», а воздержание было таково,
что «точию на самый день светлого
Воскресения Христова вкушаше мле-
ка и сыра и то пооскуду». За семь лет
до своей блаженной кончины он часто
в богомыслии простаивал на морозе
целую ночь перед вырытой им для
себя могилой.
Чем более смирялся и скрывал
свои подвиги преподобный, тем шире
распространялась слава о его духов-
ной мудрости. Стремление поучиться
у старца Дионисия привело в Сосно-
вец ростовского архимандрита Григо-
рия, впоследствии подвижника и чу-
дотворца Пельшемского (1*1442). Из
Великого Устюга пришел искать ру-
ководства в духовном делании благо-
честивый инок Амфилохий, первый
преемник святого Дионисия в игу-
менстве, впоследствии прославив-
шийся как угодник Божий. Ученики
святого         игумена Дионисия ?
преподобные Макарий, Тарасий, Фе-
одосии?продолжили впоследствии
славу Глушипкой обители.
Перед смертью преподобному Ди-
онисию было открыто, что через три
дня он отойдет ко Господу. Собрав
братию, он преподал последние отече-
ские наставления своим духовным
детям и, приобщившись Святых Хри-
стовых Тайн, преставился к Богу
1 июня 1437 года. По свидетельству
блаженного Амфилохия, над головой
только что почившего старца сиял
венец, а по всей келлии распростра-
нялось благоухание. Согласно заве-
щанию преподобного, он был погре-
бен в приготовленной им для себя
могиле в четырех шагах от стены
Предтеченского храма в Сосновце,
над которой впоследствии была
устроена гробница, украшенная золо-
ченой резьбой.
В 1547 году Московский Собор,
почитая подвиги преподобного Ди-
онисия и чудесные исцеления, кото-
рые он являл после своей кончины,
причислил его к лику святых. Служба
преподобному составлена в 1548 го-
ду. Жизнеописание святого Дионисия
составлено глушицким иноком Ири-
нархом.
По сообщению иконописного под-
линника, преподобный Дионисий был
«роста небольшого и очень сухой,
голова не малая, брови полукруглые,
лицо длинное, щеки впалые, взор
тихий, борода густая по грудь, волосы
светлорусые и полу седые».