|
|||
9-й день
|
307
|
||
|
|||
и почитание окружавших искренне
тяготили смиренную душу подвижни- ка, и, как ни тяжело ему было расставаться с игуменом и собрати- ями, однажды, после вечернего пра- вила, преподобный покинул мона- стырь. Странствуя по окрестным лесам
несколько дней, он остановился на безлюдном берегу реки Сянжемы, где надеялся оставаться в полном одино- честве. Но через некоторое время место его уединения было открыто. Жители близлежащих селений, изу- мленные подвижнической жизнью пустынника, стали приходить к нему, с благоговейным почтением относи- лись они к его подвигу. Смущенный отшельник вынужден был оставить Сянжему и направиться к берегам Кубенского озера, надеясь там найти более безлюдное место. В устье реки Кушты (в 45 верстах от Вологды) он неожиданно обнаружил келлию пре- подобного Евфимия (I ок. 1470; па- мять 20 января), собрата и постриже- ника того же Спасо-Каменного мона- стыря. Некоторое время подвижники
провели в совместных молитвах и благочестивых беседах. От духовного взора преподобного Евфимия не ук- рылось, что его гостю пришлось по душе место на Куште, и когда препо- добный Александр смиренно предло- жил обменяться келлиями, то он с радостью согласился, принимая это желание брата за указание Промысла Божия. После взаимных благослове- ний пустынники расстались, и быв- ший Сянжемский, а теперь Кушт- екий подвижник продолжил свои под- виги в одиночестве. Через некоторое время на Кушту
прибыл монашествующий старец. Преподобный Александр предложил ему совместное пустынножительство. Когда же через пять лет к ним присоединился третий собрат, препо- добный отправился в Ростов Великий за архипастырским благословением на строительство храма. ' Архиепископ Ростовский Диони-
сий Святогорец, бывший игумен Спа- со-Каменного монастыря, управляв- ший в последние годы своей жизни Ростовской епархией (1418?1425), благословил своего постриженика и снабдил его всем необходимым для богослужения. |
Вернувшись, преподобный Алек-
сандр сразу приступил к сооружению деревянного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, К тому вре- мени относится его знакомство с владевшим этими землями князем Дмитрием Васильевичем Заозер- ским, благотворительность которого помогла скорому устроению иноче- ской обители. После кончины князя, павшего в сражении с татаро- монголами в 1380 году, его супруга княгиня Мария, еще ранее передав- шая в дар для нового храма иконы и напрестольное Евангелие, усилила свое попечение к монастырю. Глубоко почитая святого старца за его благо- честивую жизнь и зная о его много- численных хозяйственных заботах, она стремилась поддержать силы пре- подобного и присылала ему разнооб- разную пищу. Но и в игуменстве подвижник не изменял своим строгим правилам: пребывая в сугубом посте, он все раздавал больным и нищим. «Знаете ли, любимцы мои,? говорил он братии,? что подобает нам многи- ми скорбями войти в Царство Небес- ное?» Северные пределы Руси в те вре-
мена неоднократно подвергались опу- стошительным набегам ордынских отрядов. Однажды четверо из них достигли Куштского монастыря. Спо- койно встретил их преподобный. Осе- ненные крестом, они пали без чувств, и только, когда игумен молитвенно призвал Имя Святой Троицы, приш- ли в себя и в страхе бежали, потрясен- ные чудесной силой и милосердием старца. Жизнеописатель преподобного
рассказывает, что однажды был соб- ран урожай пшеницы, посеянной тру- дами игумена и братии. Некий кре- стьянин, не видя никого вокруг, ре- шил украсть мешок зерна. Но от алчности взял слишком много и пото- му никак не мог поднять свою ношу, Именно в этот момент и застал его преподобный Александр. «Напрасно ты, сын мой, поднимаешь не по силам»,? только и сказал он. Эти кроткие слова вызвали искреннее раскаяние вора, и он пал со слезами к ногам старца. Преподобный после отеческого наставления отпустил его. Устыдившийся крестьянин легко под- нял прежде неподъемную ношу и ущел, благодаря Бога. |
||
|
|||