9-й день
307
и почитание окружавших искренне
тяготили смиренную душу подвижни-
ка, и, как ни тяжело ему было
расставаться с игуменом и собрати-
ями, однажды, после вечернего пра-
вила, преподобный покинул мона-
стырь.
Странствуя по окрестным лесам
несколько дней, он остановился на
безлюдном берегу реки Сянжемы, где
надеялся оставаться в полном одино-
честве. Но через некоторое время
место его уединения было открыто.
Жители близлежащих селений, изу-
мленные подвижнической жизнью
пустынника, стали приходить к нему,
с благоговейным почтением относи-
лись они к его подвигу. Смущенный
отшельник вынужден был оставить
Сянжему и направиться к берегам
Кубенского озера, надеясь там найти
более безлюдное место. В устье реки
Кушты (в 45 верстах от Вологды) он
неожиданно обнаружил келлию пре-
подобного Евфимия (I ок. 1470; па-
мять 20 января), собрата и постриже-
ника того же Спасо-Каменного мона-
стыря.
Некоторое время подвижники
провели в совместных молитвах и
благочестивых беседах. От духовного
взора преподобного Евфимия не ук-
рылось, что его гостю пришлось по
душе место на Куште, и когда препо-
добный Александр смиренно предло-
жил обменяться келлиями, то он с
радостью согласился, принимая это
желание брата за указание Промысла
Божия. После взаимных благослове-
ний пустынники расстались, и быв-
ший Сянжемский, а теперь Кушт-
екий подвижник продолжил свои под-
виги в одиночестве.
Через некоторое время на Кушту
прибыл монашествующий старец.
Преподобный Александр предложил
ему совместное пустынножительство.
Когда же через пять лет к ним
присоединился третий собрат, препо-
добный отправился в Ростов Великий
за архипастырским благословением
на строительство храма.
' Архиепископ Ростовский Диони-
сий Святогорец, бывший игумен Спа-
со-Каменного монастыря, управляв-
ший в последние годы своей жизни
Ростовской епархией (1418?1425),
благословил своего постриженика и
снабдил его всем необходимым для
богослужения.
Вернувшись, преподобный Алек-
сандр сразу приступил к сооружению
деревянного храма в честь Успения
Пресвятой Богородицы, К тому вре-
мени относится его знакомство с
владевшим этими землями князем
Дмитрием Васильевичем Заозер-
ским, благотворительность которого
помогла скорому устроению иноче-
ской обители. После кончины князя,
павшего в сражении с татаро-
монголами в 1380 году, его супруга
княгиня Мария, еще ранее передав-
шая в дар для нового храма иконы и
напрестольное Евангелие, усилила
свое попечение к монастырю. Глубоко
почитая святого старца за его благо-
честивую жизнь и зная о его много-
численных хозяйственных заботах,
она стремилась поддержать силы пре-
подобного и присылала ему разнооб-
разную пищу. Но и в игуменстве
подвижник не изменял своим строгим
правилам: пребывая в сугубом посте,
он все раздавал больным и нищим.
«Знаете ли, любимцы мои,? говорил
он братии,? что подобает нам многи-
ми скорбями войти в Царство Небес-
ное?»
Северные пределы Руси в те вре-
мена неоднократно подвергались опу-
стошительным набегам ордынских
отрядов. Однажды четверо из них
достигли Куштского монастыря. Спо-
койно встретил их преподобный. Осе-
ненные крестом, они пали без чувств,
и только, когда игумен молитвенно
призвал Имя Святой Троицы, приш-
ли в себя и в страхе бежали, потрясен-
ные чудесной силой и милосердием
старца.
Жизнеописатель преподобного
рассказывает, что однажды был соб-
ран урожай пшеницы, посеянной тру-
дами игумена и братии. Некий кре-
стьянин, не видя никого вокруг, ре-
шил украсть мешок зерна. Но от
алчности взял слишком много и пото-
му никак не мог поднять свою ношу,
Именно в этот момент и застал его
преподобный Александр. «Напрасно
ты, сын мой, поднимаешь не по
силам»,? только и сказал он. Эти
кроткие слова вызвали искреннее
раскаяние вора, и он пал со слезами к
ногам старца. Преподобный после
отеческого наставления отпустил его.
Устыдившийся крестьянин легко под-
нял прежде неподъемную ношу и
ущел, благодаря Бога.