10-й день
323
покаяния, распри и раздоры умирит, неведущия
Христа люди на путь спасения да обратит и всех
нас единением духа и любве в Едйней Святей
Своей Церкви соединит, да сохранит нас от глада,
града, труса, потопа, огня, меча, меэкдоусобныя
брани и напрасный смерти, наипаче же от искуше-
ний, облежащих нас в жизни сей, да дарует нам
мирное пожйти зде житие и веру свою Православ-
ную невредйму соблюсти. О евятый угодниче
Христов, архипастырю, предобрый, молйтвенниче
наш неусыпный! От юности всего себе Богу
посвятив, равноангельное житие стяжал еси,
исполнен бе радости духовныя, яже озаряше свет-
лость лика твоего и сердца верных утешаше,
поистине бе светильник горяй и светяй, святолеп-
но пожив, от Господа сподоблен бе дара прозре-
ния, время кончины своея предуведа, моляся пред
образом Пречйстыя Богородицы, коленопрекло-
нение преставися; ныне проси Ю о нас, да будет
нам Покровительница в сей многотрудней жизни
и в час кончины нашея да умолит Всеблагаго
Господа сподобитися нам в лице благоугодивших
предстати Престолу Его и восхвалйти в Троице
славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во
веки веков. Аминь.
Святитель Иоанн, митрополит
Тобольский
и всея Сибири, чудот-
ворец,
в миру Иоанн Максимович,
родился в городе Нежине в 1651 году.
У его отца Максима Васильевича и
матери Евфросинии было семеро сы-
новей, из которых Иоанн был стар-
ший. По окончании Киево-
Могилянской Коллегии (позже преоб-
разованной в Киевскую духовную
академию) будущий Святитель был
оставлен при ней учителем латинско-
го языка. Тогда же, в 1680 году, он
принял в Киево-Печерской обители
монашество и углубился в подвиг
внутреннего делания. С общего согла-
сия братства молодому иноку поручи-
ли ответственное послушание пропо-
ведника. С того времени и начал
раскрываться его исключительный
талант красноречия и благодатные
дарования. Святой Иоанн придавал
особое значение внутреннему религи-
озному самопознанию. Сразу же опре-
делилась и главная тема его жизни:
«Как человек должен свою волю сог-
ласовывать с волей Божией»? Ее он
развивал и в проповедях, и в своем
последующем миссионерском служе-
нии. Ответом на нее явился труд,
изданный в конце его долгой подвиж-
нической жизни под названием
«Илиотропион (Подсолнечник), или
сообразование человеческой воли с
Божественною волею». Из многочис-
ленных творений святых отцов Пра-
вославной Церкви оно наиболее пол-
но отвечает на этот большой вопрос
христианской сотериологии.
В 1685 году святого Иоанна отпра-
вили с посольством в Москву. Там
Патриархом Иоакимом (1674?1690)
он был назначен наместником Брян-
ского Свенского монастыря, подчи-
ненного тогда Киево-Печерской
Лавре.
Святитель Феодосии, архиепископ
Черниговский, в 1695 году, незадолго