![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
324
|
Месяц июнь
|
||
|
|||
до своей кончины (!1696, память
5 февраля), назначил иеромонаха Иоанна архимандритом Чернигов- ского Елецкого монастыря и наметил его своим преемником по кафедре. (Святитель Иоанн благоговел к памя- ти святителя Феодосия, веруя в силу его молитвенного предстательства пред Господом, и по своей вере получил благодатное исцеление от тяжелой болезни по молитвам святи- теля Феодосия. В самый разгар болез- ни ему явился святитель Феодосии и сказал: «Служи завтра?и будешь здоров». На другой день святитель, совершенно здоровый, к удивлению всех отслужил Божественную литур- гию. Чудо исцеления святителя Иоан- на послужило началом чествования святителя Феодосия как благодатного угодника Божия.) 10 января 1697 года Патриарх
Московский и всея Руси Адриан (1690?1700) с собором епископов хиротонисал архимандрита Иоанна во епископа Черниговского в Боль- шом Успенском соборе Московского Кремля. По вступлении в управление
епархией епископ Иоанн создал при Черниговской архиерейской кафедре Коллегиум, подобно Киевской акаде- мии, который, по мысли Святителя, должен был украсить «Черниговские Афины» ? школу просвещенного благочестия. Ввиду высокого уровня богослов-
ского образования и воспитания, шко- ла святителя Иоанна получила широ- кую известность. По существу, это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епар- хиях Русской Церкви. Тогда же Святитель открыл типог-
рафию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно- нравственного содержания. Жизнь святителя Иоанна свети-
лась высокими добродетелями, осо- бенно же смирением. Она отобрази- лась и в его творениях: «Нравоучи- тельное зерцало» (Чернигов, 1703 и 1707), «Алфавит, рифмами сложен- ный» (1705), «Богородице Дево» (1707), «Феатрон, или позор нраво- учительный» (1708), «Толкование на 50-й псалом» (Чернигов, 1708), «Тол- кование на «Отче наш» и «Осмь блаженств евангельских»» (1709), |
«Царский путь Креста» (Чернигов,
1709), «Богомыслие в пользу право- верным» (1710 ?1711), «Синаксарь о победе под Полтавою» (1710), «Пут- ник» (рукопись), «Духовные мысли» СМ., 1782). В Чернигове в 1714 году Святи-
тель впервые издал и свой главный труд, написанный на латинском язы- ке. (Особенностью выпускников Ки- евской школы было то, что свои сочинения они писали на классиче- ской латыни. Профессор И. А. Мак- симович в 1888 году перевел «Илиот- ропион» на современный русский язык и издал вначале по частям в «Черниговских епархиальных ведо- мостях», затем отдельной книгой ? Киев, 1896. Сокращенный вариант опубликован в «Журнале Московской Патриархии» 1976, ¦¦ 5, 6.) С име- нем святителя Иоанна связан также «Латино-греко-российский лексикон». Известна связь святителя Иоанна
со Святой Горой Афон. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную матери- альную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамо- та в Русском Пантелеимоновом мона- стыре, свидетельствующая об его от- ношении к святогорцам. 14 августа 1711 года святитель
Иоанн по возведении в сан митропо- лита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвещении своей епар- хии. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал шко- лу, открытую его предшественником, знаменитым миссионером святым митрополитом Филофеем (Лещин- ским; 11727; память 10 июня ? Собор Сибирских святых), продолжил апо- стольскую проповедь среди язычни- ков Сибири, обратив ко Христу мно- гие тысячи людей. В 1714 году святи- тель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Илари- оном (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. К тому вре- мени относится издание митрополи- том Иоанном «Илиотропиона» на сла- вяно-русском языке (1714), чтобы его понимали и сибиряки. О жизни Святителя в Сибири
летописец говорит: «Выл тих, скро- |
||
|
|||