324
Месяц июнь
до своей кончины (!1696, память
5 февраля), назначил иеромонаха
Иоанна архимандритом Чернигов-
ского Елецкого монастыря и наметил
его своим преемником по кафедре.
(Святитель Иоанн благоговел к памя-
ти святителя Феодосия, веруя в силу
его молитвенного предстательства
пред Господом, и по своей вере
получил благодатное исцеление от
тяжелой болезни по молитвам святи-
теля Феодосия. В самый разгар болез-
ни ему явился святитель Феодосии и
сказал: «Служи завтра?и будешь
здоров». На другой день святитель,
совершенно здоровый, к удивлению
всех отслужил Божественную литур-
гию. Чудо исцеления святителя Иоан-
на послужило началом чествования
святителя Феодосия как благодатного
угодника Божия.)
10 января 1697 года Патриарх
Московский и всея Руси Адриан
(1690?1700) с собором епископов
хиротонисал архимандрита Иоанна
во епископа Черниговского в Боль-
шом Успенском соборе Московского
Кремля.
По вступлении в управление
епархией епископ Иоанн создал при
Черниговской архиерейской кафедре
Коллегиум, подобно Киевской акаде-
мии, который, по мысли Святителя,
должен был украсить «Черниговские
Афины» ? школу просвещенного
благочестия.
Ввиду высокого уровня богослов-
ского образования и воспитания, шко-
ла святителя Иоанна получила широ-
кую известность. По существу, это
была первая семинария в России, по
образцу которой стали открываться
духовные семинарии в других епар-
хиях Русской Церкви.
Тогда же Святитель открыл типог-
рафию, в которой он и его преемники
издали много сочинений духовно-
нравственного содержания.
Жизнь святителя Иоанна свети-
лась высокими добродетелями, осо-
бенно же смирением. Она отобрази-
лась и в его творениях: «Нравоучи-
тельное зерцало» (Чернигов, 1703 и
1707), «Алфавит, рифмами сложен-
ный» (1705), «Богородице Дево»
(1707), «Феатрон, или позор нраво-
учительный» (1708), «Толкование на
50-й псалом» (Чернигов, 1708), «Тол-
кование на «Отче наш» и «Осмь
блаженств евангельских»» (1709),
«Царский путь Креста» (Чернигов,
1709), «Богомыслие в пользу право-
верным» (1710 ?1711), «Синаксарь о
победе под Полтавою» (1710), «Пут-
ник» (рукопись), «Духовные мысли»
СМ., 1782).
В Чернигове в 1714 году Святи-
тель впервые издал и свой главный
труд, написанный на латинском язы-
ке. (Особенностью выпускников Ки-
евской школы было то, что свои
сочинения они писали на классиче-
ской латыни. Профессор И. А. Мак-
симович в 1888 году перевел «Илиот-
ропион» на современный русский
язык и издал вначале по частям в
«Черниговских епархиальных ведо-
мостях», затем отдельной книгой ?
Киев, 1896. Сокращенный вариант
опубликован в «Журнале Московской
Патриархии» 1976, ¦¦ 5, 6.) С име-
нем святителя Иоанна связан также
«Латино-греко-российский лексикон».
Известна связь святителя Иоанна
со Святой Горой Афон. Он принимал
особенно горячее участие в судьбе
русских насельников Святой Горы,
оказывая им существенную матери-
альную помощь в те тяжелые годы.
Сохранилась его архиерейская грамо-
та в Русском Пантелеимоновом мона-
стыре, свидетельствующая об его от-
ношении к святогорцам.
14 августа 1711 года святитель
Иоанн по возведении в сан митропо-
лита прибыл на кафедру Тобольскую
и всея Сибири. Святитель неустанно
заботился о просвещении своей епар-
хии. Там он продолжил дело, начатое
в Чернигове: усовершенствовал шко-
лу, открытую его предшественником,
знаменитым миссионером святым
митрополитом Филофеем (Лещин-
ским; 11727; память 10 июня ? Собор
Сибирских святых), продолжил апо-
стольскую проповедь среди язычни-
ков Сибири, обратив ко Христу мно-
гие тысячи людей. В 1714 году святи-
тель Иоанн отправил в Пекин миссию
во главе с архимандритом Илари-
оном (Лежайским). В Тобольске он
вновь приступил к издательскому
делу, использовав созданную им в
Чернигове типографию. К тому вре-
мени относится издание митрополи-
том Иоанном «Илиотропиона» на сла-
вяно-русском языке (1714), чтобы его
понимали и сибиряки.
О жизни Святителя в Сибири
летописец говорит: «Выл тих, скро-