10-й день                                                                                                              357
душею зовем ти:/ радуйся, угодниче Христов и
теплый к Богу о нас молйтвеиниче.
Святитель Василий, епископ
Рязанский и Муромский,подвизал-
ся в XIII веке. Он принял иноческий
постриг и стал известен как «муж
праведен и благочестив» в городе
Муроме. Посвященный во епископа
Муромского, святитель Василий
усердно трудился над благоустроени-
ем своей епархии. Он собирал рассе-
янную во время татарского наше-
ствия паству, укреплял малодушных
твердой надеждой на милость Божию,
возвращал на правый путь заблуд-
ших. По навету врага рода человече-
ского святитель Василий был заподоз-
рен в нецеломудрии и оклеветан.
Некоторые из жителей Мурома были
готовы предать его на казнь. Святи-
тель обратился к ним со словами:
«Отцы и братия! Дайте мне немного
времени до третьего часа следующего
дня». Кротость святителя смягчила
ожесточившиеся сердца, люди разош-
лись по домам. Праведник всю ночь
молился со слезами в храме во имя
святых страстотерпцев Бориса и Гле-
ба, где отслужил всенощное бдение и
Божественную Литургию; затем он
совершил молебен в Благовещенском
храме пред чтимой Муромской ико-
ной Пресвятой Богородицы.
Святитель Василий взял с собой
эту икону и вышел к реке Оке.
Разостлав свою епископскую мантию,
он стал на нее, держа в руках образ
Царицы Небесной; сильным ветром
его понесло вверх по реке, против
течения. Этим явным чудом Господь
явил невинность доброго пастыря.
Прихожане возопили: «О, святый
Владыко Василий! Прости нас греш-
ных. Согрешили мы пред тобою...» Но
святитель был уже далеко ? в городе
Старая Рязань. В это время жители
Рязани собрались на вечернее богос-
лужение в свой кафедральный храм.
Диакон вышел из алтаря на амвон и
вместо обычного «Благослови, Вла-
дыко» возгласил: «Владыко грядет,
сретайте его...» Народ поспешил к
берегу Оки. Увидев святителя Васи-
лия, плывущего на мантии с иконой
Пресвятой Богородицы, рязанцы при-
няли его с большим почетом: князь
Рязанский Олег встретил его с креста-
ми.
Через некоторое время Рязань
была разрушена монголо-татарами.
Святитель Василий вновь отплыл на
своей мантии под покровительством
Муромской иконы, на этот раз по Оке
в город Переславль Рязанский (ны-
нешняя Рязань, в отличие от г. Ста-
рой Рязани). В Переславле Рязанском
святитель Василий служил в храме во
имя святых страстотерпцев Бориса и
Глеба. С того времени храм этот стал
соборным. Здесь Преосвященный Ва-
силий и закончил свой святительский
подвиг. 3 июля 1295 года он отошел
ко Господу.
Время не охладило благоговейно-
го и усердного почитания святителя
Василия в народе, ибо, по свидетель-
ству Священного Писания, «правед-
ники во веки живут». В XVI веке
иноком Ермолаем-Еразмом было на-
писано сказание о святителе, пред-
ставленное собирателю Житий свя-
тых Митрополиту Московскому и
всея Руси Макарию (1542?1563). В
начале XVII века Промыслу Божию
было угодно прославить святителя
Василия в лике святых. 10 июня
1609 года состоялось открытие его
мощей и перенесение их в Успенский
собор в Рязанском Кремле. Впослед-
ствии святитель Василий изображал-
ся на иконах вместе с другими рус-
скими святыми.
В 1638 году, при архиепископе
Рязанском и Муромском Моисее
(1638?1651) над мощами святителя
Василия была устроена каменная
гробница, а над ней помещена Му-
ромская икона «Моление Василия».
Во многих храмах Рязанской епархии
имеется ныне настенное изображение
святителя Василия, плывущего по
воде на мантии с иконой Пресвятой
Богородицы в руках.
Память святителя Василия совер-
шается 10 июня?в день перенесе-
ния его святых мощей, и 3 июля ? в
день преставления: местное праздно-
вание святителю Василию совершает-
ся также 21 мая.
Литература
1. Симон, епископ. Рязанская
епархия и ее покровитель святитель
Василий, епископ Рязанский.?