|
|||
372
|
Месяц июнь
|
||
|
|||
ла еси, Дево, / и странно на дщйце камелией сему
написатися/ Ты благоволила еси промьпплеиием Твоим,/ еже в песнех величати Тя, Пренепороч- ная. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА БОГОРОДИЦЫ.
|
|||
|
|||
|
необыкновенным светом, а послуш-
ник почувствовал в душе какую-то особую радость и заплакал от умиле- ния. Он попросил гостя записать столь дивную песнь, и тот начертал слова этого песнопения перстом на камен- ной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. Странник, назвав себя Гавриилом, сразу же стал невидим, а икона еще некоторое время излучала чудесный свет. Она была перенесена в соборный храм Карей и сейчас находится там в алтаре на горнем месте. Известны и другие типы иконы
«Достойно есть», в частности, широко распространившаяся на Руси с XV века икона с изображением молит- венного обращения к Богородице ан- гелов и святых. Вокруг изображения обычно помещается сам текст молит- вы «Достойно есть». Подобные изображения встреча-
ются и на особых сосудах ? панагиарах, ибо молитва «Достойно есть» является неотъемлемым эле- ментом чина Панагии. Этот чин и доныне сохраняется в монастырях. Сущность его в том, что на монастыр- скую трапезу торжественно, в особом сосуде панагиаре, переносится из храма, где совершалась Литургия, хлеб в честь Божией Матери, который по окончании трапезы раздробляется и раздается братии. Смысл этого чина в том, что в нем прославляется Пресвятая Богородица, наша Заступ- ница перед Богом, Которая родила Хлеб Небесный ? Христа, Хлеб Жиз- ни, питающий наши души. В XVI?XVII веках Богородич-
ный хлеб было принято вкушать и тогда, когда Литургия не соверша- лась. Частицы Богородичного хлеба пе-
реносились в особых складнях, кото- рые носили на груди. Эти складни с изображением Богоматери стали то- же называть «панагиями», и впослед- ствии панагии?нагрудные изобра- жения Божией Матери ? стали но- сить епископы. |
||
Икона Божией Матери имену-
емая «Достойно есть». История иконы связана с появлением песнопе- ния Православной Церкви «Достойно есть». Предание, сохранившееся на Святой Горе Афон, повествует, что в X веке неподалеку от Карей в пещере подвизался старец с послушником. Однажды под воскресенье старец ушел в обитель на всенощное бдение, а послушник остался дома. Поздно ночью неизвестный монах постучался в келлию; послушник впустил его, и они вместе стали совершать псалмо- пение и молитвы. Во время пения слов «Честнейшую Херувим» гость заме- тил, что у них поют эту песнь по-другому: добавляют перед «Че- стнейшую... » слова: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богороди- цу, Присноблаженную и Пренепороч- ную, и Матерь Бога нашего». Когда монах стал петь это песнопение, икона Божией Матери «Милующая», которая была в келлии, вдруг засияла |
|||
|
|||