372
Месяц июнь
ла еси, Дево, / и странно на дщйце камелией сему
написатися/ Ты благоволила еси промьпплеиием
Твоим,/ еже в песнех величати Тя, Пренепороч-
ная.
НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА БОГОРОДИЦЫ.
необыкновенным светом, а послуш-
ник почувствовал в душе какую-то
особую радость и заплакал от умиле-
ния. Он попросил гостя записать столь
дивную песнь, и тот начертал слова
этого песнопения перстом на камен-
ной плите, которая под его рукой
сделалась мягкой, как воск. Странник,
назвав себя Гавриилом, сразу же стал
невидим, а икона еще некоторое
время излучала чудесный свет. Она
была перенесена в соборный храм
Карей и сейчас находится там в
алтаре на горнем месте.
Известны и другие типы иконы
«Достойно есть», в частности, широко
распространившаяся на Руси с XV
века икона с изображением молит-
венного обращения к Богородице ан-
гелов и святых. Вокруг изображения
обычно помещается сам текст молит-
вы «Достойно есть».
Подобные изображения встреча-
ются и на особых сосудах ?
панагиарах, ибо молитва «Достойно
есть» является неотъемлемым эле-
ментом чина Панагии. Этот чин и
доныне сохраняется в монастырях.
Сущность его в том, что на монастыр-
скую трапезу торжественно, в особом
сосуде панагиаре, переносится из
храма, где совершалась Литургия,
хлеб в честь Божией Матери, который
по окончании трапезы раздробляется
и раздается братии. Смысл этого
чина в том, что в нем прославляется
Пресвятая Богородица, наша Заступ-
ница перед Богом, Которая родила
Хлеб Небесный ? Христа, Хлеб Жиз-
ни, питающий наши души.
В XVI?XVII веках Богородич-
ный хлеб было принято вкушать и
тогда, когда Литургия не соверша-
лась.
Частицы Богородичного хлеба пе-
реносились в особых складнях, кото-
рые носили на груди. Эти складни с
изображением Богоматери стали то-
же называть «панагиями», и впослед-
ствии панагии?нагрудные изобра-
жения Божией Матери ? стали но-
сить епископы.
Икона Божией Матери имену-
емая
«Достойно есть». История
иконы связана с появлением песнопе-
ния Православной Церкви «Достойно
есть». Предание, сохранившееся на
Святой Горе Афон, повествует, что в
X веке неподалеку от Карей в пещере
подвизался старец с послушником.
Однажды под воскресенье старец
ушел в обитель на всенощное бдение,
а послушник остался дома. Поздно
ночью неизвестный монах постучался
в келлию; послушник впустил его, и
они вместе стали совершать псалмо-
пение и молитвы. Во время пения слов
«Честнейшую Херувим» гость заме-
тил, что у них поют эту песнь
по-другому: добавляют перед «Че-
стнейшую... » слова: «Достойно есть,
яко воистинну блажити Тя, Богороди-
цу, Присноблаженную и Пренепороч-
ную, и Матерь Бога нашего». Когда
монах стал петь это песнопение,
икона Божией Матери «Милующая»,
которая была в келлии, вдруг засияла