390
Месяц июнь
на пути в Дамаск (Деян. 9, 26?28).
По поручению Апостолов святой
Варнава ходил в Антиохиго для ут-
верждения уверовавших: «Он, при-
быв и увидев благодать Божию, воз-
радовался и убеждал всех держаться
Господа искренним сердцем» (Деян.
11,23). Затем апостол Варнава пошел
в Таре, а потом привел апостола
Павла в Антиохию, где около года они
учили в храме народ. Здесь ученики
впервые стали называться христи-
анами. По случаю наступившего го-
лода, взяв щедрую милостыню, апо-
столы возвратились в Иерусалим.
Когда царь Ирод умертвил апостола
Иакова Зеведеева и в угоду иудеям
взял под стражу апостола Петра,
святые апостолы Варнава и Павел,
выведенные из темницы Ангелом
Господним, скрылись в доме тетки
Варнавы, Марии. И как только гоне-
ние утихло, они возвратились в Анти-
охию, взяв с собой сына Марии
Иоанна, прозванного Марком. По
внушению Духа Святого бывшие там
пророки и учители рукоположили
Варнаву и Савла и отпустили на
дело, к которому призывал их Господь
(Деян. 13, 2?3). Побыв в Селевкии,
они отплыли на Кипр и в городе
С ал амине в иудейских синагогах про-
поведовали слово Божие. В Пафе они
нашли волхва, лжепророка по имени
Вариисус, который находился при
проконсуле Сергии. Желая услышать
слово Божие, проконсул пригласил
святых Апостолов к себе. Волхв ста-
рался отвратить проконсула от веры,
но апостол Павел обличил волхва и,
по его слову, тот внезапно ослеп.
Проконсул уверовал во Христа (Деян.
13, 6?12). Из Пафа Апостолы при-
были в Пергию Памфилийскую, а
затем проповедовали иудеям и языч-
никам в Антиохии Писидийской и по
всей той стране. Иудеи произвели
возмущение и изгнали святых Павла
и Варнаву. Апостолы пришли в Ико-
нию, но, узнав о том, что иудеи хотят
побить их камнями, удалились в
Листру и Дервию. Там апостол Павел
исцелил человека, от рождения не
владевшего ногами. Народ принял их
за богов Зевса и Гермеса и хотел
принести им жертву. Апостолы едва
убедили не делать этого (Деян. 14,
8?18).
Когда возник вопрос, следует ли
обращенным язычникам принимать
обрезание, апостолы Варнава и Па-
вел отправились в Иерусалим. Там их
с любовью приняли Апостолы и прес-
витеры. Проповедники рассказали,
«что сотворил Бог с ними и как Он
отверз дверь веры язычникам» (Деян.
14, 27). По долгом рассуждении
Апостолы соборно постановили не
возлагать на язычников никакого
бремени, кроме необходимого?воз-
держиваться от идоложертвенного и
крови, удавленины и блуда и не
делать другим того, чего не желают
себе (Деян. 15, 29?20). Послание
было отправлено с апостолами Варна-
вой и Павлом, и они вновь благове-
ствовали в Антиохии, а спустя неко-
торое время решили посетить города,
где ранее проповедовали. Апостол
Варнава желал взять с собой Марка,
но апостол Павел не хотел, так как он
ранее отстал от них. Произошло раз-
ногласие, и Апостолы разлучились.
Апостол Павел взял с собой Силу и
отправился в Сирию и Киликию, а
апостол Варнава с Марком?на Кипр
(Деян. 15, 36?41).
Умножив число верующих на
Кипре, апостол Варнава отправился в
Рим, где, возможно, первый пропове-
довал Христа.
Апостол Варнава основал епис-
копский престол в Медиолане (Мила-
не), а по возвращении на Кипр
продолжил проповедь о Христе Спа-
сителе. Тогда ожесточенные иудеи
возбудили язычников против Апосто-
ла, вывели его из города, побили
камнями и разложили костер, чтобы
сжечь тело. Позднее, придя на это
место, святой Марк взял оставшееся
невредимым тело Апостола и похоро-
нил в пещере, положив на грудь,
согласно завещанию Апостола, пере-
писанное его собственной рукой
Евангелие от Матфея.
Скончался апостол Варнава около
62 года, на 76 году жизни. С течени-
ем времени место погребения Апосто-
ла в пещере было забыто. Но много-
численные знамения были явлены на
этом месте. В 448 году при императо-
ре Зеноне апостол Варнава трижды
являлся в сновидении архиепископу
Кипра Анфиму и показал место пог-
ребения своих мощей. Начав копать в
указанном месте, христиане нашли
нетленное тело Апостола и лежавшее
на его груди святое Евангелие. С тех
пор Кипрская Церковь стала имено-