11-й день
411
где подвизался в уединении в тече-
ние 28 лет, «Богу работая в псалмопе-
нии и молитвах, питаясь былием и
вершием дубовым». По словам авто-
ра жития преподобного, к святому
Варнаве приходили и «дивии звери,
медведи многи, живуще близ келлии
его... он же хождаше между ними, аки
между скотами, зря на них и утеша-
шеся; благодаря великаго Бога, тии
звери кротки ему быша».
В окрестностях горы Красной, да-
же в 50 верстах, не было человеческо-
го жилья. Изредка, ради благослове-
ния, посещали пустынника люди,
которым он предсказал, что по пре-
ставлении его на берегу реки Ветлуги
«умножит Бог житие человеком, а на
месте его жительства будут жить
иноки».
По преданию, в 1439 году, перед
тем, как поселиться на реке Унже, сю-
да приходил за наставлениями и по-
учениями преподобный Макарий
(память 25 июля). Преподобный Вар-
нава скончался в глубокой старости
11 июня 1445 года. По кончине свя-
того подвижника на место его подви-
гов приходили на жительство «от
разных стран» многие монахи «и к
ним земледельцы» и «размножашеся
по всей той реке народ мног даже до
великия реки Волги». На Красной
горе иноки построили две церкви ?
одну в честь Пресвятой Троицы, а
другую?над гробом преподобного ?
во имя святителя Николая Чудотвор-
ца, и основали общежительный мона-
стырь, получивший название «Вар-
навинской пустыни». Житие святого
Варнавы написано в 1639 году ино-
ком Варнавинской пустыни ?
иеромонахом Иосифом (Лядкиным),
который впоследствии стал в Москве
главнейшим управителем книжного
Печатного двора. Для удостоверения
в действительности чудес, совершав-
шихся при гробе преподобного, в том
же 1639 году были свидетельствова-
ны его святые мощи по распоряжению
Патриарха Иоасафа.
Со временем на месте Варнавин-
ской обители возник уездный город
Варнавин, а главный храм обители
был обращен в городской собор во имя
апостола Варнавы.