|
|||
13-й день
|
493
|
||
|
|||
пристани. И тотчас же Божиею помо-
щию волнение прекратилось на море, и мы вошли в пристань месяца августа в 16-й день. И завещал я поставить церковь в честь Нерукотво- ренного образа Спасова, но забываю в делах церковных. Ныне же хочу уп- раздниться от дел и исполнить обет». Так вскоре была воздвигнута
прекрасная церковь, освященная митрополитом в честь пречистого Нерукотворенного образа Спасителя. Преподобный Андроник был постав- лен святителем Алексием игуменом новой обители. В монастыре был принят общежительный устав. Пре- подобный Андроник со смирением и усердием нес настоятельские труды, пребывая во всяком воздержании и молитве; он был воистину кроток и смирен сердцем, как благоразумный ученик кроткого учителя? Преподобного Сергия. К преподобно-
му Андронику часто приходили люди за духовным советом и благословени- ем. Братия монастыря умножалась в числе и преуспевала в добродетелях (см.: «Житие и жизнь преподобнаго отца нашего игумена Сергиа» ? «Богословские труды», сб. 11., М., 1973, с. 226?227). Некоторые современные исследо-
ватели указывают на несоответствие отдельных фактов этого сказания летописным данным и отмечают, что строительство Спаео-Андроников- ского монастыря было связано с де- ятельностью не святителя Алексия, а святителя Киприана, митрополита Московского. Как бы ни решились в дальнейшем спорные вопросы, несом- ненно, что первоначальная история монастыря тесно связана с именами обоих Московских святителей: Алек- сия (1"1378, память 12 февраля) и Киприана (Т1406, память 16 сентяб- ря), что позволило в непродолжитель- ное время собрать в монастыре прек- расных зодчих, иконописцев и книжных писцов. Иеромонах Пахомий Логофет до-
полнил (около 1440 года) сказание преподобного Епифания Премудрого некоторыми подробностями, которые он, вероятно, знал из преданий Тро- ицкого и Андрониковского монасты- рей. Так, например, он указывает, что преподобный Андроник «был из города и отечества святого Сергия», то есть из Ростовской земли; отмеча- |
ет, что святой Сергий очень любил
преподобного Андроника за его «доброе произволение и цветущие в нем добродетели». Иеромонах Пахо- мий Логофет пояснил также, что преподобный Андроник хотел осно- вать новую обитель для того, чтобы учредить в ней общежитие. Возлагая упование на Бога, преподобный Ан- дроник молился в себе: «Если будет угодно Богу, то может и на дело произвести». Рассказ святителя Алек- сия о буре, постигшей его во время плавания из Константинополя на Русь, иеромонах Пахомий Логофет поместил при описании беседы святи- теля Алексия с преподобным Серги- ем. Это, конечно, не противоречит сказанию преподобного Епифания, а лишь указывает, что и преподобный Сергий с самого начала знал, для чего святитель Алексий просит его возлюб- ленного ученика. Иеромонах Пахомий сообщает
также, что после построения церкви в честь Нерукотворенного образа Спа- сителя святитель Алексий чудно ук- расил ее, а икону образа Христова, обложенную золотом, которую он сам принес из Константинополя, поста- вил в церкви. Икону Нерукотворен- ного образа Спасителя иеромонах Пахомий сам видел в монастырском соборе. Этот очень важный факт о происхождении храмовой иконы Спасского собора Андроникова мона- стыря окончательно объясняет, поче- му монастырь был основан в честь Нерукотворенного образа Спасителя (некоторые исследователи считают, что в день празднования Нерукотво- ренного образа Спасителя святитель Алексий не мог находиться на море). Далее иеромонах Пахомий Лого-
фет сообщает, что через некоторое время после основания общежитель- ного монастыря Преподобный Сергий пришел посмотреть строение своего ученика, похвалил его и благословил, освятив молитвой: «Господи, призри с Неба, и виждь, и посети место сие, которое Ты благоизволил создать во славу святого Твоего Имени». После этого, поучив о пользе душевной, Преподобный Сергий отошел в свою обитель. Монастырское предание сох- ранило память и о другом посещении Преподобного Сергия, когда он после продолжительной беседы с преподоб- ным Андроником пошел в Нижний |
||
|
|||