13-й день
493
пристани. И тотчас же Божиею помо-
щию волнение прекратилось на море,
и мы вошли в пристань месяца
августа в 16-й день. И завещал я
поставить церковь в честь Нерукотво-
ренного образа Спасова, но забываю
в делах церковных. Ныне же хочу уп-
раздниться от дел и исполнить обет».
Так вскоре была воздвигнута
прекрасная церковь, освященная
митрополитом в честь пречистого
Нерукотворенного образа Спасителя.
Преподобный Андроник был постав-
лен святителем Алексием игуменом
новой обители. В монастыре был
принят общежительный устав. Пре-
подобный Андроник со смирением и
усердием нес настоятельские труды,
пребывая во всяком воздержании и
молитве; он был воистину кроток и
смирен сердцем, как благоразумный
ученик          кроткого          учителя?
Преподобного Сергия. К преподобно-
му Андронику часто приходили люди
за духовным советом и благословени-
ем. Братия монастыря умножалась в
числе и преуспевала в добродетелях
(см.: «Житие и жизнь преподобнаго
отца нашего игумена Сергиа» ?
«Богословские труды», сб. 11., М.,
1973, с. 226?227).
Некоторые современные исследо-
ватели указывают на несоответствие
отдельных фактов этого сказания
летописным данным и отмечают, что
строительство Спаео-Андроников-
ского монастыря было связано с де-
ятельностью не святителя Алексия, а
святителя Киприана, митрополита
Московского. Как бы ни решились в
дальнейшем спорные вопросы, несом-
ненно, что первоначальная история
монастыря тесно связана с именами
обоих Московских святителей: Алек-
сия (1"1378, память 12 февраля) и
Киприана (Т1406, память 16 сентяб-
ря), что позволило в непродолжитель-
ное время собрать в монастыре прек-
расных зодчих, иконописцев и
книжных писцов.
Иеромонах Пахомий Логофет до-
полнил (около 1440 года) сказание
преподобного Епифания Премудрого
некоторыми подробностями, которые
он, вероятно, знал из преданий Тро-
ицкого и Андрониковского монасты-
рей. Так, например, он указывает,
что преподобный Андроник «был из
города и отечества святого Сергия»,
то есть из Ростовской земли; отмеча-
ет, что святой Сергий очень любил
преподобного Андроника за его
«доброе произволение и цветущие в
нем добродетели». Иеромонах Пахо-
мий Логофет пояснил также, что
преподобный Андроник хотел осно-
вать новую обитель для того, чтобы
учредить в ней общежитие. Возлагая
упование на Бога, преподобный Ан-
дроник молился в себе: «Если будет
угодно Богу, то может и на дело
произвести». Рассказ святителя Алек-
сия о буре, постигшей его во время
плавания из Константинополя на
Русь, иеромонах Пахомий Логофет
поместил при описании беседы святи-
теля Алексия с преподобным Серги-
ем. Это, конечно, не противоречит
сказанию преподобного Епифания, а
лишь указывает, что и преподобный
Сергий с самого начала знал, для чего
святитель Алексий просит его возлюб-
ленного ученика.
Иеромонах Пахомий сообщает
также, что после построения церкви в
честь Нерукотворенного образа Спа-
сителя святитель Алексий чудно ук-
расил ее, а икону образа Христова,
обложенную золотом, которую он сам
принес из Константинополя, поста-
вил в церкви. Икону Нерукотворен-
ного образа Спасителя иеромонах
Пахомий сам видел в монастырском
соборе. Этот очень важный факт о
происхождении храмовой иконы
Спасского собора Андроникова мона-
стыря окончательно объясняет, поче-
му монастырь был основан в честь
Нерукотворенного образа Спасителя
(некоторые исследователи считают,
что в день празднования Нерукотво-
ренного образа Спасителя святитель
Алексий не мог находиться на море).
Далее иеромонах Пахомий Лого-
фет сообщает, что через некоторое
время после основания общежитель-
ного монастыря Преподобный Сергий
пришел посмотреть строение своего
ученика, похвалил его и благословил,
освятив молитвой: «Господи, призри с
Неба, и виждь, и посети место сие,
которое Ты благоизволил создать во
славу святого Твоего Имени». После
этого, поучив о пользе душевной,
Преподобный Сергий отошел в свою
обитель. Монастырское предание сох-
ранило память и о другом посещении
Преподобного Сергия, когда он после
продолжительной беседы с преподоб-
ным Андроником пошел в Нижний