494
Месяц июнь
Новгород (1365 г.). На месте беседы
впоследствии была поставлена
часовня.
Одно из поздних преданий пове-
ствует, что благоверный князь Ди-
митрий Донской (11389) заезжал в
Спасо-Андроников монастырь до Ку-
ликовской битвы (1380), а после побе-
ды здесь было встречено русское
войско. Эти события и предания
свидетельствуют, что Андроников мо-
настырь в честь Нерукотворенного
образа Спасителя пользовался осо-
бым покровительством как велико-
княжеского дома и Московской мит-
рополичьей кафедры, так и Троине-
Сергиева монастыря. О последних
годах жизни преподобного Андрони-
ка и последующей истории его обите-
ли известно уже лишь из редакции
жития Преподобного Сергия, состав-
ленной иеромонахом Пахомием Лого-
фетом.
Слава об обители и духовных
подвигах преподобного Андроника
распространялась по Руси, так что
многие, взыскующие иноческого жи-
тия, стали к нему собираться. Чем
более умножалось братство, тем боль-
шие подвиги принимал на себя пре-
подобный Андроник. Он старался
преуспеть в усиленном воздержании,
ночных бдениях, посте и молитве. И
кто может поведать, как он, добрый
муж, исправлял других? Каждого он,
как отец, поучал, запрещал, умолял и
восстанавливал на брань с невиди-
мыми врагами и всех приводил к
согласию кротостью. Так благоугодно
прожил он много лет, нося на себе
тяжесть всех. Когда же преподобный
Андроник уразумел свое отшествие к
Богу, он вручил паству своему учени-
ку преподобному Савве, который си-
ял многими добродетелями. А сам,
поучив братию о духовной пользе,
отошел ко Господу (1"13 июня 1395 го-
да).
Преподобный Савва также содер-
жал преданную ему паству в благоче-
стии, чистоте и святости. Ради его
великих иноческих добродетелей его
почитали великие князья, иноки и
народ. Поэтому и умножилось духов-
ное стадо его учеников, из которых
многие были поставлены игуменами
в другие монастыри, а некоторые ста-
ли епископами. Пожив богоугодно и
благочестно много лет, преподобный
Савва отошел ко Господу. По смерти
он явил чудеса, из которых особенно
известным стало следующее. Один из
его учеников, священноинок Ефрем
(предполагают, что это был дед изве-
стного зодчего XV в. В. Д. Ермолина),
был борим от беса блудной страстью.
Он с верою притек ко гробу преподоб-
ного Саввы, и в молитве призвав его
на помощь, вскоре получил исцеле-
ние.
Через некоторое время игуменом
обители стал преподобный Алек-
сандр, ученик преподобного Саввы,
муж весьма добродетельный и преус-
певший в монашеских подвигах. С
ним подвизался в обители и другой
его старец, преподобный Андрей, ико-
нописец преизрядный, который имел
честные седины и всех превосходил
мудростью. С помощью Божией пре-
подобные Александр и Андрей воз-
двигли в своей обители прекрасную
каменную церковь, которую украсили
чудной росписью в память своих
отцов.
Сведения о жизни в Андронико-
вом монастыре знаменитых иконо-
писцев преподобных Даниила Черно-
го и Андрея Рублева известны также
из жития преподобного Никона Радо-
нежского, составленного иеромона-
хом Пахомием Логофетом около
1440?1450 годов, и из устного пре-
дания, записанного преподобным
Иосифом Волоцким (1"1515, память
9 сентября). В житии преподобного
Никона говорится, что когда он в
похвалу Преподобному Сергию воз-
двиг прекрасную церковь во Имя
Пресвятой Троицы (после 1422 года),
то очень хотел своими очами увидеть
ее украшенной. Преподобный Никон
спешно созвал иконописцев ?
преподобного Даниила и спостника
его преподобного Андрея, и они чуд-
ным писанием украсили церковь.
После этого преподобные иконописцы
вернулись в Андроников монастырь,
где и предали дух свой Богу.
Преподобный Иосиф Волоцкий в
«Отвещании любозазорным и крат-
ком сказании о святых отцах, быв-
ших в монастырях, которые в Русской
земле» писал со слов старца Сгщридо-
на, что святитель Алексий, митропо-
лит Московский, основав Андрони-
ковский и Чудовский монастыри,
взял игумена для Андрониковской
обители у Преподобного Сергия Радо-
нежского? преподобного Андроника.