|
|||
494
|
Месяц июнь
|
||
|
|||
Новгород (1365 г.). На месте беседы
впоследствии была поставлена часовня. Одно из поздних преданий пове-
ствует, что благоверный князь Ди- митрий Донской (11389) заезжал в Спасо-Андроников монастырь до Ку- ликовской битвы (1380), а после побе- ды здесь было встречено русское войско. Эти события и предания свидетельствуют, что Андроников мо- настырь в честь Нерукотворенного образа Спасителя пользовался осо- бым покровительством как велико- княжеского дома и Московской мит- рополичьей кафедры, так и Троине- Сергиева монастыря. О последних годах жизни преподобного Андрони- ка и последующей истории его обите- ли известно уже лишь из редакции жития Преподобного Сергия, состав- ленной иеромонахом Пахомием Лого- фетом. Слава об обители и духовных
подвигах преподобного Андроника распространялась по Руси, так что многие, взыскующие иноческого жи- тия, стали к нему собираться. Чем более умножалось братство, тем боль- шие подвиги принимал на себя пре- подобный Андроник. Он старался преуспеть в усиленном воздержании, ночных бдениях, посте и молитве. И кто может поведать, как он, добрый муж, исправлял других? Каждого он, как отец, поучал, запрещал, умолял и восстанавливал на брань с невиди- мыми врагами и всех приводил к согласию кротостью. Так благоугодно прожил он много лет, нося на себе тяжесть всех. Когда же преподобный Андроник уразумел свое отшествие к Богу, он вручил паству своему учени- ку преподобному Савве, который си- ял многими добродетелями. А сам, поучив братию о духовной пользе, отошел ко Господу (1"13 июня 1395 го- да). Преподобный Савва также содер-
жал преданную ему паству в благоче- стии, чистоте и святости. Ради его великих иноческих добродетелей его почитали великие князья, иноки и народ. Поэтому и умножилось духов- ное стадо его учеников, из которых многие были поставлены игуменами в другие монастыри, а некоторые ста- ли епископами. Пожив богоугодно и благочестно много лет, преподобный Савва отошел ко Господу. По смерти |
он явил чудеса, из которых особенно
известным стало следующее. Один из его учеников, священноинок Ефрем (предполагают, что это был дед изве- стного зодчего XV в. В. Д. Ермолина), был борим от беса блудной страстью. Он с верою притек ко гробу преподоб- ного Саввы, и в молитве призвав его на помощь, вскоре получил исцеле- ние. Через некоторое время игуменом
обители стал преподобный Алек- сандр, ученик преподобного Саввы, муж весьма добродетельный и преус- певший в монашеских подвигах. С ним подвизался в обители и другой его старец, преподобный Андрей, ико- нописец преизрядный, который имел честные седины и всех превосходил мудростью. С помощью Божией пре- подобные Александр и Андрей воз- двигли в своей обители прекрасную каменную церковь, которую украсили чудной росписью в память своих отцов. Сведения о жизни в Андронико-
вом монастыре знаменитых иконо- писцев преподобных Даниила Черно- го и Андрея Рублева известны также из жития преподобного Никона Радо- нежского, составленного иеромона- хом Пахомием Логофетом около 1440?1450 годов, и из устного пре- дания, записанного преподобным Иосифом Волоцким (1"1515, память 9 сентября). В житии преподобного Никона говорится, что когда он в похвалу Преподобному Сергию воз- двиг прекрасную церковь во Имя Пресвятой Троицы (после 1422 года), то очень хотел своими очами увидеть ее украшенной. Преподобный Никон спешно созвал иконописцев ? преподобного Даниила и спостника его преподобного Андрея, и они чуд- ным писанием украсили церковь. После этого преподобные иконописцы вернулись в Андроников монастырь, где и предали дух свой Богу. Преподобный Иосиф Волоцкий в
«Отвещании любозазорным и крат- ком сказании о святых отцах, быв- ших в монастырях, которые в Русской земле» писал со слов старца Сгщридо- на, что святитель Алексий, митропо- лит Московский, основав Андрони- ковский и Чудовский монастыри, взял игумена для Андрониковской обители у Преподобного Сергия Радо- нежского? преподобного Андроника. |
||
|
|||