|
|||
13-й день
|
495
|
||
|
|||
С ним были его ученики Савва и
Александр, и чудные и прославлен- ные иконописцы Даниил и ученик его Андрей, и многие другие такие же. Преподобные Даниил и Андрей были так добродетельны и ревностны в постничестве и иноческой жизни, что сподобились Божественной благо- дати. Они так были исполнены Боже- ственной любви, что никогда не уп- ражнялись в земном, но всегда ум и мысль возносили к Невещественному и Божественному Свету, чувственное же око всегда возводили к написан- ным вещественными красками обра- зам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых. И в самый праздник Светлого Воскресения они, сидя на седалищах и имея пред собою всечестные и Божественные иконы, взирали на них неуклонно, исполня- ясь Божественной радости и светло- сти. И не только в тот день так творили, но и в прочие дни, когда не занимались иконописанием. Ради этого Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный. Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и спостник его преподобный Даниил. И, находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в веч- ное и бесконечное блаженство. Из этого свидетельства очевидно,
что преподобные Андроник (1ок. 1395?1404) и его ученики игумены Савва (ток. 1410) и Александр (1"после 1427), последовательно настоятельст- вовавшие в обители, и иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев (1"до 17 ноября 1426)?равно почита- лись как святые Спасо-Андроникова монастыря. Все они изображаются в лицевом житии преподобного Сергия XVI века с нимбами (издано в литог- рафии Троице-Сергиевой Лавры в 1853 году). Преподобным Даниилу Черному и Андрею Рублеву принад- лежат росписи важнейших храмов Русской Православной Церкви: Мос- ковского Благовещенского собора в Кремле (1405), Успенского собора на Городке в Звенигороде (нач. XV в.), Успенского собора во Владимире (1408), Троицкого собора в Троице- Сергиевой Лавре (1422?1426) и Спасского собора Андроникова мона- стыря. До недавнего времени счита- лось, что Спасский собор был постро- |
ен при игумене, преподобном Алек-
сандре, между 1410 и 1427 годами. Некоторые исследователи относят время построения собора к 90-м годам XIV века (Спасо-Андро- ников монастырь. М., 1972, с. 12). Источники расходятся в том, какой из соборов, Троицкий или Спас- ский, был «конечным рукоделием» преподобных Даниила и Андрея. Од- нако древнее свидетельство о кончи- не и погребении преподобных иконо- писцев в родном для них Андронико- вом монастыре было подтверждено недавней находкой. В одном из рукописных сборников
начала XIX века некий Иона, имену- ющий себя «керженским пострижен- ником», приведя известные ему све- дения о преподобных Данииле и Андрее, писал: «Святость обоих их свидетельствует и древле пиеьмен- ныя месяцесловы. Святыя же их мощи погребены и почивают в том Андроникове монастыре под старою колокольнею...» Ныне имя преподобного Андрея
Рублева стало символом русского ис- кусства. В Спасо-Андрониковом мо- настыре распологается музей имени Андрея Рублева. Жития преподобных Сергия и Ни-
кона Радонежских, «Сказание о свя- тых иконописцах», входившее в авто- ритетные «Иконописные подлинни- ки» XVII?XIX вв., и святцы Троице- Сергиева монастыря, составленные в середине XVII в. на основании черно- вых записей старца Симона Азарь->< ина, обращают особое внимание на духовную связь преподобных Дани- ила и Андрея с Троицкой обителью, на претворение ими в иконах духов- ного опыта Преподобного Сергия. «В XIV веке догмат [о Пресвятой Тро- ице] по различным причинам стал предметом особенного внимания Все- ленской Церкви и получил чеканную словесную формулировку. Заверши- телем же этого дела, увенчателем Средневековья стал чтитель Пресвя- той Троицы?Преподобный Сергий Радонежский. Он постиг Небесную лазурь, невозмутимый, неотмирный мир, струящийся в недра вечной совершенной Любви, как предмет созерцания и заповедь воплощения во всей жизни, как основу строитель- ства и церковного и личного, и государственного и общественного. |
||
|
|||