13-й день
495
С ним были его ученики Савва и
Александр, и чудные и прославлен-
ные иконописцы Даниил и ученик
его Андрей, и многие другие такие
же. Преподобные Даниил и Андрей
были так добродетельны и ревностны
в постничестве и иноческой жизни,
что сподобились Божественной благо-
дати. Они так были исполнены Боже-
ственной любви, что никогда не уп-
ражнялись в земном, но всегда ум и
мысль возносили к Невещественному
и Божественному Свету, чувственное
же око всегда возводили к написан-
ным вещественными красками обра-
зам Владыки Христа и Пречистой
Его Матери и всех святых. И в самый
праздник Светлого Воскресения они,
сидя на седалищах и имея пред собою
всечестные и Божественные иконы,
взирали на них неуклонно, исполня-
ясь Божественной радости и светло-
сти. И не только в тот день так
творили, но и в прочие дни, когда не
занимались иконописанием. Ради
этого Владыка Христос прославил их
и в конечный час смертный. Прежде
преставился преподобный Андрей, а
потом разболелся и спостник его
преподобный Даниил. И, находясь
при последнем дыхании, увидел он
почившего Андрея во многой славе и
с радостью призывающего его в веч-
ное и бесконечное блаженство.
Из этого свидетельства очевидно,
что преподобные Андроник (1ок.
1395?1404) и его ученики игумены
Савва (ток. 1410) и Александр (1"после
1427), последовательно настоятельст-
вовавшие в обители, и иконописцы
Даниил Черный и Андрей Рублев
(1"до 17 ноября 1426)?равно почита-
лись как святые Спасо-Андроникова
монастыря. Все они изображаются в
лицевом житии преподобного Сергия
XVI века с нимбами (издано в литог-
рафии Троице-Сергиевой Лавры в
1853 году). Преподобным Даниилу
Черному и Андрею Рублеву принад-
лежат росписи важнейших храмов
Русской Православной Церкви: Мос-
ковского Благовещенского собора в
Кремле (1405), Успенского собора на
Городке в Звенигороде (нач. XV в.),
Успенского собора во Владимире
(1408), Троицкого собора в Троице-
Сергиевой Лавре (1422?1426) и
Спасского собора Андроникова мона-
стыря. До недавнего времени счита-
лось, что Спасский собор был постро-
ен при игумене, преподобном Алек-
сандре, между 1410 и 1427 годами.
Некоторые исследователи относят
время построения собора к 90-м
годам XIV века (Спасо-Андро-
ников монастырь. М., 1972, с. 12).
Источники расходятся в том,
какой из соборов, Троицкий или Спас-
ский, был «конечным рукоделием»
преподобных Даниила и Андрея. Од-
нако древнее свидетельство о кончи-
не и погребении преподобных иконо-
писцев в родном для них Андронико-
вом монастыре было подтверждено
недавней находкой.
В одном из рукописных сборников
начала XIX века некий Иона, имену-
ющий себя «керженским пострижен-
ником», приведя известные ему све-
дения о преподобных Данииле и
Андрее, писал: «Святость обоих их
свидетельствует и древле пиеьмен-
ныя месяцесловы. Святыя же их
мощи погребены и почивают в том
Андроникове монастыре под старою
колокольнею...»
Ныне имя преподобного Андрея
Рублева стало символом русского ис-
кусства. В Спасо-Андрониковом мо-
настыре распологается музей имени
Андрея Рублева.
Жития преподобных Сергия и Ни-
кона Радонежских, «Сказание о свя-
тых иконописцах», входившее в авто-
ритетные «Иконописные подлинни-
ки» XVII?XIX вв., и святцы Троице-
Сергиева монастыря, составленные в
середине XVII в. на основании черно-
вых записей старца Симона Азарь-><
ина, обращают особое внимание на
духовную связь преподобных Дани-
ила и Андрея с Троицкой обителью,
на претворение ими в иконах духов-
ного опыта Преподобного Сергия. «В
XIV веке догмат [о Пресвятой Тро-
ице] по различным причинам стал
предметом особенного внимания Все-
ленской Церкви и получил чеканную
словесную формулировку. Заверши-
телем же этого дела, увенчателем
Средневековья стал чтитель Пресвя-
той Троицы?Преподобный Сергий
Радонежский. Он постиг Небесную
лазурь, невозмутимый, неотмирный
мир, струящийся в недра вечной
совершенной Любви, как предмет
созерцания и заповедь воплощения
во всей жизни, как основу строитель-
ства и церковного и личного, и
государственного и общественного.