572
Месяц июнь
великим святителем Русской Церкви
и многих обратит на путь спасения.
В 1431 году святой Иона был
поставлен епископом на Рязанскую и
Муромскую кафедру. Немало трудов
положил он на то, чтобы обратить ко
Христу иноверных жителей своей
епархии. Вскоре после кончины мит-
рополита Фотия святитель Иона воз-
главил Русскую Православную Цер-
ковь. В 1432 году он именуется
«нареченным в Святейшую Митропо-
лию Русскую». Однако междоусобная
борьба за великокняжеский престол
великого князя Василия II Василь-
евича и его дяди галицкого князя
Юрия Дмитриевича не позволили
святителю выехать в Константино-
поль к Патриарху Иосифу П (1416?
1439) для посвящения. В это время
литовский князь Свидригайло послал
в Константинополь для посвящения в
митрополита Литовского Смоленского
епископа Герасима (в начале XV
века Смоленск был временно присо-
единен к Литовскому княжеству).
Епископ Герасим был возведен в
Константинополе в сан митрополита
всея Руси; в 1435 году, заподозрен-
ный князем Свидригайло в измене,
он был схвачен и сожжен. После
кончины митрополита Герасима в
Константинополь отправился епи-
скоп Иона. По прибытии в столи-
цу Византии он узнал, что Патриарх
Иосиф уже поставил на Русскую
Митрополию некоего Исидора. В 1439
году- Исидор принял унию на Флорен-
тийском Соборе и по возвращении в
Москву в 1441 году был заточен в
Чудов монастырь. Немедленно был
созван Собор русских иерархов, кото-
рый осудил «Исидорово все дело».
Когда стало окончательно ясно, что
Константинопольский Патриарх сог-
ласился на унию, Русская Церковь
встала на защиту чистоты Правосла-
вия. В декабре 1448 года в Москве
был созван Церковный Собор для
избрания Предстоятеля Русской
Церкви. Святитель Иона был избран
Митрополитом Всероссийским с титу-
лом «Киевский и всея Руси». Местом
пребывания он избрал Москву, поэто-
му именуется также Митрополитом
Московским. Так прекратилась зави-
симость Русской Церкви от Констан-
тинополя, она положила начало своей
автокефалии.
Возглавляя Всероссийскую кафед-
ру, святитель Иона прежде всего
позаботился об улучшении отноше-
ний между Москвой и Литовским
княжеством. Благодаря этому ему
удалось присоединить к Москве юго-
западные епархии. Святитель Иона
приложил большие усилия на благоу-
стройство возвращенных епархий и
на искоренение в них униатства. Он
призывал к миру и прекращению
междоусобия, объяснял вред ярости и
гнева, учил покаянию и послушанию.
Особенно заботился святитель Иона о
духовно-нравственном совершенство-
вании своей паствы. В учительных
грамотах он назидал помнить о спасе-
нии души, быть милосердными,
добросовестно относиться к своим
гражданским обязанностям. Святи-
тель Иона строго требовал соблюде-
ния христианских заповедей от свя-
щеннослужителей. Указывая на ве-
личие священнического сана, он при-
зывал клириков к достойному про-
хождению пастырского служения.
Особое старание проявлял святитель
Иона в выборе достойных кандидатов
на архиерейские кафедры.
Большое внимание уделял он мо-
нашеским обителям, заботился об их
нуждах, о строгом соблюдении иноче-
ских правил. Проявляя попечение о
храмах Божиих, святитель обновил и
благолепно украсил первопрестоль-
ный Успенский собор в московском
Кремле. Он придал особую торже-
ственность богослужениям, увеличив
число чтецов и певцов. В 1450 году,
по благословению святителя Ионы,
были воздвигнуты каменные митро-
поличьи палаты.
Живя по заповедям Божиим и
строго соблюдая монашеские обеты,
святитель Иона получил от Господа
дар чудотворений и прозорливости,
По его молитвам исцелялись болящие
различными недугами.
Во время осады Москвы ногайски-
ми татарами в 1451 году святитель
Иона совершил крестный ход по
стенам Кремля, обращаясь с молит-
вой к Пресвятой Богородице о спасе-
нии города. Через несколько дней,
2 июля, в праздник Положения ризы
Пресвятой Богородицы, в рядах осаж-
давших произошло необъяснимое
смятение, и они обратились в бегство.
Москва была спасена. В память из-
бавления Москвы от нашествия но-
гайского хана Мазовши святитель