![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
572
|
Месяц июнь
|
||
|
|||
великим святителем Русской Церкви
и многих обратит на путь спасения. В 1431 году святой Иона был
поставлен епископом на Рязанскую и Муромскую кафедру. Немало трудов положил он на то, чтобы обратить ко Христу иноверных жителей своей епархии. Вскоре после кончины мит- рополита Фотия святитель Иона воз- главил Русскую Православную Цер- ковь. В 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую Митропо- лию Русскую». Однако междоусобная борьба за великокняжеский престол великого князя Василия II Василь- евича и его дяди галицкого князя Юрия Дмитриевича не позволили святителю выехать в Константино- поль к Патриарху Иосифу П (1416? 1439) для посвящения. В это время литовский князь Свидригайло послал в Константинополь для посвящения в митрополита Литовского Смоленского епископа Герасима (в начале XV века Смоленск был временно присо- единен к Литовскому княжеству). Епископ Герасим был возведен в
Константинополе в сан митрополита всея Руси; в 1435 году, заподозрен- ный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епи- скоп Иона. По прибытии в столи- цу Византии он узнал, что Патриарх Иосиф уже поставил на Русскую Митрополию некоего Исидора. В 1439 году- Исидор принял унию на Флорен- тийском Соборе и по возвращении в Москву в 1441 году был заточен в Чудов монастырь. Немедленно был созван Собор русских иерархов, кото- рый осудил «Исидорово все дело». Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский Патриарх сог- ласился на унию, Русская Церковь встала на защиту чистоты Правосла- вия. В декабре 1448 года в Москве был созван Церковный Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран Митрополитом Всероссийским с титу- лом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэто- му именуется также Митрополитом Московским. Так прекратилась зави- симость Русской Церкви от Констан- тинополя, она положила начало своей автокефалии. Возглавляя Всероссийскую кафед-
|
ру, святитель Иона прежде всего
позаботился об улучшении отноше- ний между Москвой и Литовским княжеством. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго- западные епархии. Святитель Иона приложил большие усилия на благоу- стройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию. Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенство- вании своей паствы. В учительных грамотах он назидал помнить о спасе- нии души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям. Святи- тель Иона строго требовал соблюде- ния христианских заповедей от свя- щеннослужителей. Указывая на ве- личие священнического сана, он при- зывал клириков к достойному про- хождению пастырского служения. Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры. Большое внимание уделял он мо-
нашеским обителям, заботился об их нуждах, о строгом соблюдении иноче- ских правил. Проявляя попечение о храмах Божиих, святитель обновил и благолепно украсил первопрестоль- ный Успенский собор в московском Кремле. Он придал особую торже- ственность богослужениям, увеличив число чтецов и певцов. В 1450 году, по благословению святителя Ионы, были воздвигнуты каменные митро- поличьи палаты. Живя по заповедям Божиим и
строго соблюдая монашеские обеты, святитель Иона получил от Господа дар чудотворений и прозорливости, По его молитвам исцелялись болящие различными недугами. Во время осады Москвы ногайски-
ми татарами в 1451 году святитель Иона совершил крестный ход по стенам Кремля, обращаясь с молит- вой к Пресвятой Богородице о спасе- нии города. Через несколько дней, 2 июля, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы, в рядах осаж- давших произошло необъяснимое смятение, и они обратились в бегство. Москва была спасена. В память из- бавления Москвы от нашествия но- гайского хана Мазовши святитель |
||
|
|||