584
Месяц июнь
Павлин (362?388) посвятил его в сан
пресвитера.
Слава о необыкновенной учености
и редких добродетелях святого Григо-
рия, епископа Константинопольского,
с которым общая молва соединяла
имя Богослова, привлекла вни-
мание блаженного Иеронима. В
380 году он посетил Константино-
поль, где слушал уроки святого Григо-
рия Богослова, а также беседовал со
святителем Григорием Нисским. В
конце 381 года блаженный Иероним
по приглашению Папы Римского Да-
маса I (366?384) отправился в Рим,
где был им благосклонно встречен.
В Риме он продолжал ученые
труды, занимаясь сличением латин-
ского текста Священного Писания с
текстами греческих подлинников.
Святой Папа Дамас I, также зани-
мавшийся изучением Священного
Писания, приблизил его к себе. Но
после трехлетнего пребывания в Ри-
ме блаженный Иероним вынужден
был покинуть этот город, так как его
обличения нравов изнеженного римс-
кого общества вызвали козни недоб-
рожелателей.
Блаженный Иероним со своими
друзьями отправился в Палестину,
совершил путешествие по святым
местам Сирии и Египта. В 387 году
он прибыл в Вифлеем, где поселился
в тесной пещере и основал обитель, в
которой протекли последние 33 года
его жизни. Это был период расцвета
его творческой деятельности. Бла-
женный иероним совершил здесь
перевод Священного Писания на ла-
тинский язык и написал толкования
на Новый Завет, изучив для этого
еврейский и халдейский языки. С
глубокой скорбью переживал блажен-
ный Иероним падение любимого им
города Рима, завоеванного готами в
410 году. В 411 году его постигло
новое испытание ? набег диких беду-
инов-арабов. Лишь по милости Бо-
жией основанный им монастырь был
спасен от полного разорения.
Слава об обширной учености и
высоком благочестии блаженного
Иеронима огласила Римскую импе-
рию. К смиренному вифлеемскому
отшельнику начали обращаться люди
всякого звания с просьбами о духов-
ной помощи. Блаженный старец,
умудренный опытом жизни, не за-
труднялся ответом на просьбы нужда-
ющихся. На 89 году жизни, окружен-
ный общим уважением и почетом,
блаженный Иероним мирно преста-
вился ко Господу. Датой его смерти
считается 419 или 420 год, 30 сентяб-
ря. Мощи святого Иеронима были в
642 году перенесены из Вифлеема в
Рим и положены в храме Богоматери
в Маджиоре. Десница святого поныне
хранится в Риме, в храме его имени.
Блаженный Иероним оставил
весьма обширное богословское насле-
дие. Его заслуги в области богословия,
церковной истории и библиологии
громадны. Эпистолярное наследие
блаженного Иеронима составляет
ценный и плодоносный источник для
уяснения принципов христианской
нравственности. Главным его творче-
ским подвигом был сделанный заново
перевод на латинский язык книг
Ветхого и Нового Завета. Этот пере-
вод под названием «Вульгата» вошел
во всеобщее употребление в Запад-
ной Церкви. Многие отцы и учители
Церкви оставили о сочинениях бла-
женного Иеронима, о его образе жиз-
ни и благочестии очень высокие
отзывы.
Труды блаженного Иеронима в
переводе на русский язык изданы
Киевской Духовной Академией.
Служба преподобному Иерониму
происходит из Русского Пантелеймо-
нов а монастыря на Афоне.
Литература
1.  Творения Блаженного Иерони-
ма Стридонского. Чч. 1?17. Киев,
1893 ? 1903.
2.  Полянский Е. Я. Творения
Блаженного Иеронима, как источник
для библейской археологии. Казань,
1908.
З.Писарев Л. Блаженный
Иероним.? Православная богослов-
ская энциклопедия. Т. 6. СПб., 1905,
с. 327?343.
4. Филарет (Гумилевский), ар-
хиепископ. Историческое учение об
отцах Церкви. Т. 2. Изд. 2-е. СПб.,
1882.