|
|||
182
|
Месяц июнь
|
||
|
|||
четная множества./ Темже молитвами твоими/
избави нас от искушений. Кондак, глас 3.
Подобен: Дева днесь:
С
ветлых твоих подвигов пречестная память,/
яко велие солнце, всем возсиявает,/ лица воспевающих тя просвещает,/ демоны и всяку болезнь отгоняет,/ сего ради, сошедшеся, любо- вию сию верно восхвалим. |
|||
|
|||
Преподобный равноапостоль-
ный Наум Охридский по происхож- дению болгарин, родом из Мизии, от благородных родителей, был одним из учеников святых равноапостоль- ных Кирилла и Мефодия (память 11 мая), ближайшим сподвижником свя- тителя Климента Охридского (1"916, память 27 июля). С юных лет святой посвятил свою жизнь служению Хри- сту. Наделенный от Господа многими дарованиями, он изучил разные язы- ки и стал выдающимся проповедни- ком. Под руководством святых брать- ев Кирилла и Мефодия, преподобный Наум в течение многих лет (863? 885) наряду со святыми Климентом, Гораздом, Саввой и Ангеляром (их совместная память 27 июля) прини- мал активное участие в переводе с греческого на славянский язык Свя- щенного Писания и Богослужебных книг. Во время пребывания в Риме в 868 году он был рукоположен во диакона Папой Римским Адрианом II (867?872), а затем посвящен в сан пресвитера. Папа Адриан II одобрил дело перевода Библии на славянский язык, признав его Богоугодным, освя- тил славянские книги и благословил совершать Божественную Литургию на славянском языке. После кончины святого Мефодия
(Т885) на долю славянских проповед- ников выпали тяжелые испытания. Во время миссионерской деятельно- сти в Моравии преподобный Наум и его соратники по зависти немецких епископов были заключены в темни- цу, закованы в цепи, подвергались пыткам. Однако по молитве святых узников Господь явил чудо: силой Божией темница сотряслась, оковы спали и они беспрепятственно вышли на свободу. Народ уверовал в свя- |
тость проповедников, но епископ Ви-
ханг объявил чудо «бесовским» на- важдением и изгнал святого Наума и его сподвижников за пределы Моравии. Движимые Промыслом Божиим,
совершая многочисленные чудеса и исцеления, святые проповедники до- стигли Дуная. Здесь они разделились. Преподобный Наум вместе со святы- ми Климентом и Ангеляром отправи- лись в Болгарию, а остальные отпра- вились в Дакию и Иллирию. Болгар- ский царь святой Борис?Михаил, крестивший свой народ в 885 году, с радостью встретил учеников святых Кирилла и Мефодия. Он поручил им дело распространения славянских бо- гослужебных книг и организации ду- ховных школ при храмах и монасты- рях для подготовки болгарского духо- венства. Святой Климент продолжил мис-
сионерскую деятельность на юго- западе страны, а преподобный Наум остался в древней столице Болга- рии? Плиске. После перенесения в 893 году столицы в город Преслав
преподобный Наум учительствовал и проповедовал в монастыре во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, что близ Преслава. В 894 году святой Наум возглавил
просветительское дело в Охридской епархии, вместо святого Климента, рукоположенного во епископа Белиц- кого. Угодник Божий мудро правил паствой, своей богодухновенной про- поведью созидал у пасомых веру и благочестие. Уже в преклонном возрасте препо-
добный Наум основал на южной стороне Охридского озера монастырь во имя святого Архистратига Миха- ила и прочих Небесных Сил бесплот- |
||
|
|||