16-й день
27
Подвижник поселился в дремучем
лесу, в дупле исполинского дуба,
простоявшего после кончины святого
еще почти четыре века. В начале
1830-х годов дуб был сломлен грозой,
а в 1838 году игумен основанной
преподобным обители Геронтий
устроил над сохранившимся могучим
остовом часовню.
Пищей преподобному служили
«былии самороеленныя» (дикорасту-
щие), а питием ? вода из целебного
колодца, ископанного им самим при
истоке Вепрейки и до сих пор имену-
емого «кладезем преподобного Тихо-
на». Известие о святой жизни под-
вижника привлекло к нему учеников.
Вокруг него постепенно стали соби-
раться братия. Владелец тех мест
князь Василий Ярославич (внук Вла-
димира Храброго) во время охоты
обнаружил жилище святого. Он при-
казал преподобному немедленно уда-
литься из его вотчин. Оскорбив от-
шельника, князь замахнулся на него
плетью. Поднятая на святого рука
тотчас онемела и осталась неподвиж-
ной. Вразумленный наказанием Бо-
жиим, князь раскаялся и просил у
инока прощения. Получив по молит-
ве святого исцеление, он стал умолять
пустынножителя навсегда остаться в
его земле и устроить здесь обитель
для своих учеников, обещая неоскуд-
но снабдевать ее всем необходимым.
Преподобный Тихон основал пу-
стынь, поставив в ней первый дере-
вянный храм в честь Успения Прес-
вятой Богородицы. Он стал первым
игуменом монастыря и управлял бра-
тией со смиренномудрием, кротостью
и незлобием. Святой игумен питал
алчущих, напоял жаждущих, прини-
мал странных, заступался за обиди-
мых. Преподобный Тихон имел дар
слез и отличался молчаливостью.
По древнему монастырскому пре-
данию, преподобный Тихон скончал-
ся в 1492 году в глубокой старости,
приняв незадолго до кончины вели-
кую схиму. Год успения святого был
отмечен в синодике Лаврентиева мо-
настыря, составленном при царе Фе-
одоре Иоанновиче.
В царствование Иоанна Грозного
в Тихонову пустынь был внесен пер-
вый царский вклад, в записи о кото-
ром основатель обители назван «пре-
подобным»: «Дано в сей монастырь, в
доме Пречистыя Богородицы честна-
го и славнаго Ея Успения и преподоб-
наго отца игумена Тихона... Еванге-
лие престольно письменное...» Все-
российское празднование памяти
преподобного Тихона установлено на
Соборе 1584 года.
До Смутного времени мощи пре-
подобного Тихона, по преданию, по-
чивали «на вскрытии» в Успенском
деревянном храме, после сожжения
которого они были перенесены в
единственный уцелевший храм во
имя Трех святителей. Разоренная
польско-литовским нашествием Ти-
хонова пустынь была восстановлена
при царях Михаиле Феодоровиче
(1613?1645) и Алексие Михайлови-
че (1645?1676) усердием игуменов
Герасима и Феодосия. Были вновь
построены деревянный Успенский со-
бор, а также теплая Никольская цер-
ковь с трапезной палатой. В 1677 году
Трехсвятительский храм был перене-
сен в подмонастырскую слободу, а на
его месте сооружен каменный Преоб-
раженский собор, в котором за пра-
вым клиросом были положены под
спудом святые мощи преподобного
Тихона.
В 1799 году монастырь отошел ко
вновь основанной Калужской епар-
хии. 15 июня 1805 года первый
архиепископ новооснованной епар-
хии Феофилакт (Русанов) утвердил
Службу преподобному Тихону, со-
ставленную на основании более древ-
ней службы благотворителем мона-
стыря калужанином Сергеем Василь-
евичем Еропкиным. Текст службы
был напечатан для всероссийского
употребления в Минее Дополнитель-
ной, изданной в Петербурге в
1909 году.
В 1887 году был выстроен над
ископанным преподобным Тихоном
колодцем деревянный храм в честь
Живоносного Источника.
В продолжение XIX века в храме
велась запись наиболее значитель-
ных исцелений, происшедших по мо-
литвам преподобного Тихона. Боль-
шинство исцелений получали боль-
ные, одержимые душевными недуга-
ми, выздоравливали также многие,
страдавшие глазными и детскими
болезнями.
Память преподобного Тихона
благоговейно чтится не только в
Калужской земле, но и по всей Рос-
сии. На иконах преподобный Тихон