|
|||
16-й день
|
27
|
||
|
|||
Подвижник поселился в дремучем
лесу, в дупле исполинского дуба, простоявшего после кончины святого еще почти четыре века. В начале 1830-х годов дуб был сломлен грозой, а в 1838 году игумен основанной преподобным обители Геронтий устроил над сохранившимся могучим остовом часовню. Пищей преподобному служили
«былии самороеленныя» (дикорасту- щие), а питием ? вода из целебного колодца, ископанного им самим при истоке Вепрейки и до сих пор имену- емого «кладезем преподобного Тихо- на». Известие о святой жизни под- вижника привлекло к нему учеников. Вокруг него постепенно стали соби- раться братия. Владелец тех мест князь Василий Ярославич (внук Вла- димира Храброго) во время охоты обнаружил жилище святого. Он при- казал преподобному немедленно уда- литься из его вотчин. Оскорбив от- шельника, князь замахнулся на него плетью. Поднятая на святого рука тотчас онемела и осталась неподвиж- ной. Вразумленный наказанием Бо- жиим, князь раскаялся и просил у инока прощения. Получив по молит- ве святого исцеление, он стал умолять пустынножителя навсегда остаться в его земле и устроить здесь обитель для своих учеников, обещая неоскуд- но снабдевать ее всем необходимым. Преподобный Тихон основал пу-
стынь, поставив в ней первый дере- вянный храм в честь Успения Прес- вятой Богородицы. Он стал первым игуменом монастыря и управлял бра- тией со смиренномудрием, кротостью и незлобием. Святой игумен питал алчущих, напоял жаждущих, прини- мал странных, заступался за обиди- мых. Преподобный Тихон имел дар слез и отличался молчаливостью. По древнему монастырскому пре-
данию, преподобный Тихон скончал- ся в 1492 году в глубокой старости, приняв незадолго до кончины вели- кую схиму. Год успения святого был отмечен в синодике Лаврентиева мо- настыря, составленном при царе Фе- одоре Иоанновиче. В царствование Иоанна Грозного
в Тихонову пустынь был внесен пер- вый царский вклад, в записи о кото- ром основатель обители назван «пре- подобным»: «Дано в сей монастырь, в доме Пречистыя Богородицы честна- |
го и славнаго Ея Успения и преподоб-
наго отца игумена Тихона... Еванге- лие престольно письменное...» Все- российское празднование памяти преподобного Тихона установлено на Соборе 1584 года. До Смутного времени мощи пре-
подобного Тихона, по преданию, по- чивали «на вскрытии» в Успенском деревянном храме, после сожжения которого они были перенесены в единственный уцелевший храм во имя Трех святителей. Разоренная польско-литовским нашествием Ти- хонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Феодоровиче (1613?1645) и Алексие Михайлови- че (1645?1676) усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь построены деревянный Успенский со- бор, а также теплая Никольская цер- ковь с трапезной палатой. В 1677 году Трехсвятительский храм был перене- сен в подмонастырскую слободу, а на его месте сооружен каменный Преоб- раженский собор, в котором за пра- вым клиросом были положены под спудом святые мощи преподобного Тихона. В 1799 году монастырь отошел ко
вновь основанной Калужской епар- хии. 15 июня 1805 года первый архиепископ новооснованной епар- хии Феофилакт (Русанов) утвердил Службу преподобному Тихону, со- ставленную на основании более древ- ней службы благотворителем мона- стыря калужанином Сергеем Василь- евичем Еропкиным. Текст службы был напечатан для всероссийского употребления в Минее Дополнитель- ной, изданной в Петербурге в 1909 году. В 1887 году был выстроен над
ископанным преподобным Тихоном колодцем деревянный храм в честь Живоносного Источника. В продолжение XIX века в храме
велась запись наиболее значитель- ных исцелений, происшедших по мо- литвам преподобного Тихона. Боль- шинство исцелений получали боль- ные, одержимые душевными недуга- ми, выздоравливали также многие, страдавшие глазными и детскими болезнями. Память преподобного Тихона
благоговейно чтится не только в Калужской земле, но и по всей Рос- сии. На иконах преподобный Тихон |
||
|
|||