|
|||
430
|
Месяц июнь
|
||
|
|||
высоко, чтобы нельзя было к ним
прикасаться, затем начал истреблять иконы и воздвиг гонение на иконопо- читателей. В трудные для Святой Церкви годы защитником иконопочи- тания стал святой Иоанн, советник сирийского .калифа, градоначальник Дамаска. Преподобный Иоанн Дамаскин
начал рассылать своим знакомым в Константинополе послания, в кото- рых доказывал истинность догмата иконопочитания, обличал гонителей и утешал защитников святых икон. Письма эти переписывались верны- ми христианами и быстро распро- странялись не только в столице Ви- зантии, но и далеко за ее пределами. Император Лев Ш не мог применить испытанные им средства борьбы?у него не было возможности ни зато- чить в тюрьму автора посланий, ни казнить его, поскольку преподобный Иоанн был подданным другого госу- дарства. Тогда Лев III решился при- бегнуть к клевете: он подготовил подложное письмо, будто бы написан- ное самим преподобным Иоанном, в котором от имени святого Иоанна Константинопольский император призывался захватить Дамаск и предлагалась помощь. Это письмо, исполненное искусным писцом, су- мевшим подделать почерк преподоб- ного Иоанна, а также лицемерно- льстивый «ответ» на него Лев Исавр отослал сирийскому калифу. Обману- тый хитростью коварного императо- ра, разгневанный калиф посчитал оправдания своего верного правителя неубедительными; он приказал отру- бить кисть его правой руки и повесить ее для всеобщего обозрения на город- ской площади. К вечеру, когда гнев калифа отчасти прошел, преподоб- ный Иоанн Дамаскин, изнуренный от боли и кровотечения, слезно просил правителя отдать отсеченную руку для погребения. Получив руку, пре- подобный Иоанн в твердом убежде- нии, что, по словам Господа, все возможно верующему в Него, прило- жил ее к окровавленному суставу и, пав на колени перед святым образом Божией Матери, стал молитвенно просить исцеления; при этом святой Иоанн Дамаскин обещал Господу принести пользу Православию сво- ими дарованиями. После долгой мо- литвы он задремал и увидел в сонном |
видении Пресвятую Богородицу, Ко-
торая сказала, что ему даровано выздоровление и велела не забывать своего обещания трудиться исцелен- ной рукой для утверждения христи- анской веры. Пробудившись, святой Иоанн Дамаскин увидел, что рука его приросла к отсеченному месту и совершенно здорова. В благодарность за исцеление он сделал из серебра руку и приложил ее к святой иконе Божией Матери, отчего эта икона и стала называться впоследствии «Тро- еручицей» (по другим источникам, преподобный Иоанн дописал третью руку на иконе). Узнав о небывалом чуде и о
невиновности своего советника, ка- лиф предложил ему вернуться на прежнюю должность, но преподобный Иоанн ответил отказом. Он раздал свои немалые сбережения бедным и в качестве простого послушника посе- лился близ Иерусалима в Лавре свя- того Саввы Освященного (1"532; па- мять 5 декабря), взяв с собою чудот- ворную икону Божией Матери. Здесь она и пребывала около пяти веков. В начале XIII века Лавра дарова-
ла икону «Троеручицы» в благослове- ние святителю Савве, архиепископу Сербскому (1"1237; память 12 января), который перевез ее из Палестины к себе на родину. В XIV веке в годы царствования сербского короля Уро- ша V, во времена внутренних смут и внешних нападений турок на Сер- бию, христиане, желая сохранить чу- дотворную икону, поручили ее попе- чению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря, Братия монастыря благоговейно и торжественно приняли икону Божией Матери, как дар небесный, и постави- ли ее в алтаре соборного храма. На месте, где животное остановилось со священной ношей, был воздвигнут памятник, к которому ежегодно со- вершается из монастыря крестный ход. Однажды в Хилендарском мона-
стыре скончался игумен. Избрание нового настоятеля привело братию к распрям. Смута их дошла до Царицы Небесной, Которая Сама вступилась в дело избрания нового игумена. Когда братия собрались по обыкнове- нию в храме на утреннюю службу, |
||
|
|||