430
Месяц июнь
высоко, чтобы нельзя было к ним
прикасаться, затем начал истреблять
иконы и воздвиг гонение на иконопо-
читателей. В трудные для Святой
Церкви годы защитником иконопочи-
тания стал святой Иоанн, советник
сирийского .калифа, градоначальник
Дамаска.
Преподобный Иоанн Дамаскин
начал рассылать своим знакомым в
Константинополе послания, в кото-
рых доказывал истинность догмата
иконопочитания, обличал гонителей
и утешал защитников святых икон.
Письма эти переписывались верны-
ми христианами и быстро распро-
странялись не только в столице Ви-
зантии, но и далеко за ее пределами.
Император Лев Ш не мог применить
испытанные им средства борьбы?у
него не было возможности ни зато-
чить в тюрьму автора посланий, ни
казнить его, поскольку преподобный
Иоанн был подданным другого госу-
дарства. Тогда Лев III решился при-
бегнуть к клевете: он подготовил
подложное письмо, будто бы написан-
ное самим преподобным Иоанном, в
котором от имени святого Иоанна
Константинопольский император
призывался захватить Дамаск и
предлагалась помощь. Это письмо,
исполненное искусным писцом, су-
мевшим подделать почерк преподоб-
ного Иоанна, а также лицемерно-
льстивый «ответ» на него Лев Исавр
отослал сирийскому калифу. Обману-
тый хитростью коварного императо-
ра, разгневанный калиф посчитал
оправдания своего верного правителя
неубедительными; он приказал отру-
бить кисть его правой руки и повесить
ее для всеобщего обозрения на город-
ской площади. К вечеру, когда гнев
калифа отчасти прошел, преподоб-
ный Иоанн Дамаскин, изнуренный от
боли и кровотечения, слезно просил
правителя отдать отсеченную руку
для погребения. Получив руку, пре-
подобный Иоанн в твердом убежде-
нии, что, по словам Господа, все
возможно верующему в Него, прило-
жил ее к окровавленному суставу и,
пав на колени перед святым образом
Божией Матери, стал молитвенно
просить исцеления; при этом святой
Иоанн Дамаскин обещал Господу
принести пользу Православию сво-
ими дарованиями. После долгой мо-
литвы он задремал и увидел в сонном
видении Пресвятую Богородицу, Ко-
торая сказала, что ему даровано
выздоровление и велела не забывать
своего обещания трудиться исцелен-
ной рукой для утверждения христи-
анской веры. Пробудившись, святой
Иоанн Дамаскин увидел, что рука его
приросла к отсеченному месту и
совершенно здорова. В благодарность
за исцеление он сделал из серебра
руку и приложил ее к святой иконе
Божией Матери, отчего эта икона и
стала называться впоследствии «Тро-
еручицей» (по другим источникам,
преподобный Иоанн дописал третью
руку на иконе).
Узнав о небывалом чуде и о
невиновности своего советника, ка-
лиф предложил ему вернуться на
прежнюю должность, но преподобный
Иоанн ответил отказом. Он раздал
свои немалые сбережения бедным и в
качестве простого послушника посе-
лился близ Иерусалима в Лавре свя-
того Саввы Освященного (1"532; па-
мять 5 декабря), взяв с собою чудот-
ворную икону Божией Матери. Здесь
она и пребывала около пяти веков.
В начале XIII века Лавра дарова-
ла икону «Троеручицы» в благослове-
ние святителю Савве, архиепископу
Сербскому (1"1237; память 12 января),
который перевез ее из Палестины к
себе на родину. В XIV веке в годы
царствования сербского короля Уро-
ша V, во времена внутренних смут и
внешних нападений турок на Сер-
бию, христиане, желая сохранить чу-
дотворную икону, поручили ее попе-
чению Самой Матери Божией. Они
возложили ее на осла, который дошел
до Святой Горы Афон и остановился у
ворот Хилендарского монастыря,
Братия монастыря благоговейно и
торжественно приняли икону Божией
Матери, как дар небесный, и постави-
ли ее в алтаре соборного храма. На
месте, где животное остановилось со
священной ношей, был воздвигнут
памятник, к которому ежегодно со-
вершается из монастыря крестный
ход.
Однажды в Хилендарском мона-
стыре скончался игумен. Избрание
нового настоятеля привело братию к
распрям. Смута их дошла до Царицы
Небесной, Которая Сама вступилась
в дело избрания нового игумена.
Когда братия собрались по обыкнове-
нию в храме на утреннюю службу,