29-й день
479
Родос, Мелит, Сицилия и в других
землях. Могущество проповеди его
было столь велико, что иудеи не
могли ничего противопоставить силе
Павлова учения (Деян. 9, 22); языч-
ники сами просили его проповедовать
слово Божие и всем городом собира-
лись слушать его (Деян. 13, 42?44).
Благовествование апостола Павла
быстро распространялось повсюду и
обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14,
1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди
доходили до сердец не только простых
людей, но и людей ученых и знатных
(Деян. 13,12; 17, 34; 18, 8). Сила слова
апостола Павла сопровождалась чу-
десами: слово его исцеляло больных
(Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепо-
той волшебника (Деян. 13, 11), вос-
кресило мертвого (Деян. 20, 9?12);
даже вещи святого апостола были
чудодейственны?от прикосновения
к ним совершались чудесные исцеле-
ния, а злые духи покидали одержи-
мых (Деян. 19, 12). За благодеяния и
пламенную проповедь Господь удо-
стоил Своего верного ученика восхи-
щения до третьего неба. По собствен-
ному признанию святого апостола
Павла, он «был восхищен в рай и
слышал неизреченные слова, кото-
рых человеку нельзя пересказать» (2
Кор. 12, 2?4).
В своих непрестанных трудах апо-
стол Павел переносил неисчислимые
скорби. В одном из Посланий он
признается, что не раз бывал в
темницах и многократно при смерти.
«От иудеев,?пишет он,?пять раз
дано мне было по сорока ударов без
одного; три раза меня били палками,
однажды камнями побивали, три ра-
за я терпел кораблекрушение, ночь и
день пробыл в глубине морской.
Много раз был в путешествиях, в
опасностях на реках, в опасностях от
разбойников, в опасностях от едино-
племенников, в опасностях от языч-
ников, в опасностях в городе, в
опасностях в пустыне, в опасностях
на море, в опасностях между лжебра-
тиями, в труде и в изнурении, часто в
бдении, в голоде и в жажде, часто в
посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 117
24?27).
Все свои нужды и скорби святой
апостол Павел переносил с великим
смирением и слезами благодарности
(Деян. 20, 19), ибо в любое время
готов был умереть за имя Господа
Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на
непрестанные гонения, которые пре-
терпевал апостол Павел, он испыты-
вал к себе и великое уважение своих
современников. Язычники, видя его
чудеса, воздавали ему великую честь
(Деян. 28, 10); жители Листры за
чудесное исцеление хромого призна-
ли его богом (Деян. 14, 11?18); имя
Павлово употребляли иудеи при за-
клинаниях (Деян. 19,13). Верующие с
величайшим усердием охраняли апо-
стола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30;
21, 12); прощаясь с ним, христиане со
слезами молились о нем и, целуя,
провожали его (Деян. 20, 37?38);
некоторые коринфские христиане
называли себя Павловыми (1 Кор.
1, 12).
По некоторым преданиям, апостол
Павел помогал апостолу Петру одо-
леть Симона волхва и обратить к
христианству двух любимых жен им-
ператора Нерона, за что был осужден
на смерть. Другие источники указы-
вают, что причиной казни апостола
Павла послужил факт обращения им
в христианство главного император-
ского виночерпия. По некоторым дан-
ным, день смерти апостола Павла
совпадает с днем смерти апостола
Петра, по другим?она произошла
ровно через год после распятия апо-
стола Петра. Как римский гражда-
нин, апостол Павел был усечен
мечом.
Почитание святых апостолов Пет-
ра и Павла началось сразу же после
их казни. Место их погребения было
священно для первохристиан. В
IV веке святым равноапостольным
Константином Великим (1337; па-
мять 21 мая) были воздвигнуты хра-
мы в честь святых первоверховных
апостолов в Риме и Константинополе.
Совместное их празднование?29
июня?было настолько распростра-
нено, что известный церковный писа-
тель Р\^ века святитель Амвросий,
епископ Медиоланский (1"397; память
7 декабря), писал: «...празднование
им не может утаиться ни в одной
части мира». Святитель Иоанн Зла-
тоуст в беседе на день памяти апосто-
лов Петра и Павла говорил: «Что
больше Петра! Что равно Павлу
делом и словом! Они превзошли всю
природу земную и небесную. Связан-
ные телом, они сделались превосход-
нее ангелов... Петр есть предводитель