19-й день
95
жание, научился сердечной молитве
и строгому посту. «...Не обретеся
человек, подобен ему ни образом, ни
нравом, ни гласом, ни чином, ни
похождением, ни вопросом, ни отве-
том... Дарование Божие бысть ему
паче же прочих человек». Вместе с
тем святой Иов отличался глубоким
смирением, кротостью и милосерди-
ем. Он никогда никого не обличал и
не оскорблял, всех миловал и прощал,
Будучи настоятелем, святой Иов сло-
вом и жизнью воодушевлял братию к
духовному деланию.
В 1571 году святой Иов был
назначен настоятелем Симонова мо-
настыря в Москве. С усердием он
исполнял возложенное на него послу-
шание. Как настоятель одного из
важнейших монастырей того време-
ни, святой Иов принимал участие в
делах Русской Церкви, а нередко и
государства. В 1572 году, а позднее и
в другие годы он был участником
Церковных Соборов.
В 1575 году святой Иов был
назначен настоятелем Новоспасского
монастыря и в течение шести лет
возглавлял древнюю московскую
обитель.
16 апреля 1581 года архимандрит
Иов был рукоположен Митрополитом
Московским Дионисием и собором
русских архиереев во епископа Коло-
менского. 9 января 1586 года святи-
тель был перемещен на древнюю
Ростовскую кафедру с возведением в
сан архиепископа, а 11 декабря 1587
года собором епископов поставлен
Первоевятителем Русской Церкви ?
Митрополитом Московским и всея
России.
26 января 1589 года, по благосло-
вению и при личном участии Кон-
стантинопольского Патриарха Иере-
мии II, Митрополит Иов в Успенском
соборе московского Кремля был по-
ставлен Патриархом ? первым Пат-
риархом Московским и всея России.
Русское правительство, архипастыри
и весь народ с радостью восприняли
это знаменательное событие в исто-
рии Русской Церкви и государства.
Каноническая подчиненность нашей
Церкви Константинопольской была
упразднена. В 1590 году на Соборе
восточных иерархов была утвержде-
на и каноническая самостоятельность
Русской Церкви. Патриархи Констан-
тинопольский Иеремия, Антиохий-
ский Иоаким, Иерусалимский Софро-
ний, митрополиты, архиепископы и
епископы, присутствовавшие на Со-
боре, определили русскому Патриар-
ху пятое место в диптихе Патриар-
хов? после Иерусалимского. Это ре-
шение было подтверждено и на Собо-
ре 1593 года.
Главной целью всей деятельности
Патриарха Иова было укрепление в
России Православия и духовной мо-
щи Русской Церкви. Святитель Иов с
усердием благоустраивал церковную
жизнь. Он провел ряд мер, направ-
ленных на укрепление дисциплины
среди клириков, на улучшение их
нравственности и поддержание
благочиния в храмах. Немало трудов
святителя было направлено на духов-
ное развитие народа, распростране-
ние Священного Писания и святооте-
ческих книг. Особенно важным было
начатое святителем печатание богос-
лужебных книг, которых не хватало
повсеместно, а особенно в новопросве:
щенных землях ? в Казани, Астраха-
ни, Сибири. По благословению святи-
теля Иова впервые были изданы:
Триодь Постная (1589), Триодь Цвет-
ная (1591), Октоих (1594), Минея
Общая (1600), Чиновник архиерей-
ского служения (1600) и Служебник
(1602). Святитель предпринял также
некоторые меры по исправлению су-
ществовавших неточностей в богос-
лужебных книгах. Сопоставляя древ-
ние списки, он отбирал лучшие, как
образец для печатания. Патриарх
Иов первым поставил дело книгопе-
чатания на широкую основу.
При святителе Иове были прос-
лавлены некоторые русские святые:
Василий Блаженный, преподобный
Иосиф Волоколамский (святитель сам
написал ему канон и «исправил служ-
бу»), святители Казанские Гурий и
Варсонофий, благоверный князь Ро-
ман Угличский, преподобные Анто-
ний Римлянин и Корнилий Комель-
ский, блаженный Иоанн Московский,
преподобные Игнатий Вологодский и
Мартирий Зеленецкий. Некоторым
святым, уже чтимым на Руси, были
установлены новые дни празднова-
ния.
Свои личные средства и богатые
царские подарки святитель Иов упот-
реблял на милостыни и на строитель-
ство храмов. Только в Москве в
период с 1592 по 1600 год святитель