|
|||
19-й день
|
95
|
||
|
|||
жание, научился сердечной молитве
и строгому посту. «...Не обретеся человек, подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни отве- том... Дарование Божие бысть ему паче же прочих человек». Вместе с тем святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосерди- ем. Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал, Будучи настоятелем, святой Иов сло- вом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию. В 1571 году святой Иов был
назначен настоятелем Симонова мо- настыря в Москве. С усердием он исполнял возложенное на него послу- шание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того време- ни, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 году, а позднее и в другие годы он был участником Церковных Соборов. В 1575 году святой Иов был
назначен настоятелем Новоспасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель. 16 апреля 1581 года архимандрит
Иов был рукоположен Митрополитом Московским Дионисием и собором русских архиереев во епископа Коло- менского. 9 января 1586 года святи- тель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года собором епископов поставлен Первоевятителем Русской Церкви ? Митрополитом Московским и всея России. 26 января 1589 года, по благосло-
вению и при личном участии Кон- стантинопольского Патриарха Иере- мии II, Митрополит Иов в Успенском соборе московского Кремля был по- ставлен Патриархом ? первым Пат- риархом Московским и всея России. Русское правительство, архипастыри и весь народ с радостью восприняли это знаменательное событие в исто- рии Русской Церкви и государства. Каноническая подчиненность нашей Церкви Константинопольской была упразднена. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утвержде- на и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Патриархи Констан- тинопольский Иеремия, Антиохий- |
ский Иоаким, Иерусалимский Софро-
ний, митрополиты, архиепископы и епископы, присутствовавшие на Со- боре, определили русскому Патриар- ху пятое место в диптихе Патриар- хов? после Иерусалимского. Это ре- шение было подтверждено и на Собо- ре 1593 года. Главной целью всей деятельности
Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мо- щи Русской Церкви. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он провел ряд мер, направ- ленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержание благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духов- ное развитие народа, распростране- ние Священного Писания и святооте- ческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богос- лужебных книг, которых не хватало повсеместно, а особенно в новопросве: щенных землях ? в Казани, Астраха- ни, Сибири. По благословению святи- теля Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цвет- ная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерей- ского служения (1600) и Служебник (1602). Святитель предпринял также некоторые меры по исправлению су- ществовавших неточностей в богос- лужебных книгах. Сопоставляя древ- ние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопе- чатания на широкую основу. При святителе Иове были прос-
лавлены некоторые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил служ- бу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Ро- ман Угличский, преподобные Анто- ний Римлянин и Корнилий Комель- ский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Некоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднова- ния. Свои личные средства и богатые
царские подарки святитель Иов упот- реблял на милостыни и на строитель- ство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год святитель |
||
|
|||