4-й день
125
Даниила Столпника (память 11 де-
кабря). Летописи сообщают, что Да-
нилов монастырь содержался при
жизни благоверного князя на его
собственные средства. Для помощи в
ведении монастырского хозяйства
князь разместил вокруг несколько
крестьянских домов, которые послу-
жили началом Даниловской слободе,
старейшему из московских районов.
В 1300 году по повелению благо-
верного князя Даниила на крутом
берегу Москвы-реки (на Крутицах),
также в 5-ти верстах от Кремля, был
основан храм во имя святых перво-
верховных апостолов Петра и Павла,
который освятил епископ из Греции
Варлаам, странствовавший тогда по
России со святыми мощами. Он посе-
лился в архиерейском доме, устроен-
ном князем рядом с храмом, и потому
стал называться епископом Крутиц-
ким (не по епархии, которой не имел,
а по названию местности).
Все эти замечательные начина-
ния свидетельствуют об особой роли
благоверного князя Даниила в возвы-
шении Москвы. С 1147 по 1272 год
шесть князей русских, сменяя друг
друга, владели Московским княже-
ством, но лишь с начала правления
святого Даниила начинается возвы-
шение стольного града Москвы.
Среди дошедших до нас свиде-
тельств об основополагающей роли
князя Даниила как инициатора рас-
ширения и укрепления столичного
града особо выделяются слова автора
его Жития митрополита Платона
(1737?1812): «сей-то первоначаль-
ный основатель [святой благоверный
князь Даниил] положил начало ны-
нешнему величию [Москвы], проло-
жив для этого тихими стопами только
малую стезю. Ибо, как и всякое
здание, сооружаемое не с чрезвычай-
ной поспешностью, а только с боль-
шим искусством и старанием, полу-
чает особую твердость и нерушимо
пребывает долгое время и как дере-
во, много веков растущее, начав
прежде с малого прутика, понемногу
утолщается, и ветви его распростра-
няются далеко окрест, так и граду
этому надлежало возрасти от малых,
но твердых начал, чтобы первый его
блеск не омрачил очи завиствующих
и чтобы в первое время не потрястись
и не пасть ему скорее, чем оно
возросло в свою высоту. Так предуго-
товил сей великий град основатель,
дав ему, хотя малое, но не прерыва-
ющееся никаким дуновением ветра
сияние, и предоставил большую славу
его возвышения своему сыну велико-
му князю Иоанну Данииловичу, про-
званному Калитой, который, будучи
истинным подражателем добродете-
лей своего знаменитого, но кроткого и
любезного родителя, возвел уже сей
град на высшую ступень славы и
могущества».
В период княжения святого Дани-
ила Московского попущением Божи-
им Россия вынуждена была призна-
вать над собой власть Золотой Орды.
Многие русские князья, пребывав-
шие в междоусобной вражде, прибе-
гали к помощи ордынских ханов.
Благоверный же князь Даниил в
течение всего своего 30-летнего прав-
ления воздерживался от участия в
междоусобных распрях. Своим благо-
честием, стремлением к миру, крото-
стью и милосердием, заботой о пользе
своих подданных он снискал уваже-
ние не только у соседей, в том числе у
старших братьев, но и у ордынских
ханов.
Если и приходилось князю Дани-
илу браться за оружие, то лишь для
усмирения вражды и установления
мира. Когда рязанский князь Кон-
стантин Романович призвал в по-
мощь одного из татарских ханов и
готовился напасть на московские зем-
ли, князь Даниил выступил в поход
на Рязань.
Разбив татарский отряд (это была
первая победа над татарами), он
воздержался от захвата рязанского
княжества, хотя это и было обычным
явлением в те времена. Привезенного
в Москву князя рязанского Констан-
тина Романовича святой Даниил со-
держал с подобающей честью до тех
пор, пока раскаяние пленника не
привело к заключению мира.
Во время страшного татарского
набега на Москву благоверный князь
Даниил, памятуя о том, к чему
обязывало его звание, не покинул
своего города, хотя и имел возмож-
ность укрыться у своего любимого
племянника ? переяславского князя
Иоанна.
Сердца своих воинственно настро-
енных братьев святой Даниил Мос-
ковский смирял не силой оружия, а
справедливостью, добросердечием,