|
|||
4-й день
|
125
|
||
|
|||
Даниила Столпника (память 11 де-
кабря). Летописи сообщают, что Да- нилов монастырь содержался при жизни благоверного князя на его собственные средства. Для помощи в ведении монастырского хозяйства князь разместил вокруг несколько крестьянских домов, которые послу- жили началом Даниловской слободе, старейшему из московских районов. В 1300 году по повелению благо-
верного князя Даниила на крутом берегу Москвы-реки (на Крутицах), также в 5-ти верстах от Кремля, был основан храм во имя святых перво- верховных апостолов Петра и Павла, который освятил епископ из Греции Варлаам, странствовавший тогда по России со святыми мощами. Он посе- лился в архиерейском доме, устроен- ном князем рядом с храмом, и потому стал называться епископом Крутиц- ким (не по епархии, которой не имел, а по названию местности). Все эти замечательные начина-
ния свидетельствуют об особой роли благоверного князя Даниила в возвы- шении Москвы. С 1147 по 1272 год шесть князей русских, сменяя друг друга, владели Московским княже- ством, но лишь с начала правления святого Даниила начинается возвы- шение стольного града Москвы. Среди дошедших до нас свиде-
тельств об основополагающей роли князя Даниила как инициатора рас- ширения и укрепления столичного града особо выделяются слова автора его Жития митрополита Платона (1737?1812): «сей-то первоначаль- ный основатель [святой благоверный князь Даниил] положил начало ны- нешнему величию [Москвы], проло- жив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо, как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычай- ной поспешностью, а только с боль- шим искусством и старанием, полу- чает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время и как дере- во, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распростра- няются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуго- |
товил сей великий град основатель,
дав ему, хотя малое, но не прерыва- ющееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну велико- му князю Иоанну Данииловичу, про- званному Калитой, который, будучи истинным подражателем добродете- лей своего знаменитого, но кроткого и любезного родителя, возвел уже сей град на высшую ступень славы и могущества». В период княжения святого Дани-
ила Московского попущением Божи- им Россия вынуждена была призна- вать над собой власть Золотой Орды. Многие русские князья, пребывав- шие в междоусобной вражде, прибе- гали к помощи ордынских ханов. Благоверный же князь Даниил в течение всего своего 30-летнего прав- ления воздерживался от участия в междоусобных распрях. Своим благо- честием, стремлением к миру, крото- стью и милосердием, заботой о пользе своих подданных он снискал уваже- ние не только у соседей, в том числе у старших братьев, но и у ордынских ханов. Если и приходилось князю Дани-
илу браться за оружие, то лишь для усмирения вражды и установления мира. Когда рязанский князь Кон- стантин Романович призвал в по- мощь одного из татарских ханов и готовился напасть на московские зем- ли, князь Даниил выступил в поход на Рязань. Разбив татарский отряд (это была
первая победа над татарами), он воздержался от захвата рязанского княжества, хотя это и было обычным явлением в те времена. Привезенного в Москву князя рязанского Констан- тина Романовича святой Даниил со- держал с подобающей честью до тех пор, пока раскаяние пленника не привело к заключению мира. Во время страшного татарского
набега на Москву благоверный князь Даниил, памятуя о том, к чему обязывало его звание, не покинул своего города, хотя и имел возмож- ность укрыться у своего любимого племянника ? переяславского князя Иоанна. Сердца своих воинственно настро-
енных братьев святой Даниил Мос- ковский смирял не силой оружия, а справедливостью, добросердечием, |
||
|
|||