|
|||
126
|
Месяц март
|
||
|
|||
призывами к миру и оставлению
вражды, делами своими воплощая Евангельские слова: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Лк. 6, 27). Эти высокие его качества побуди-
ли общий совет князей великорусских в 1296 году передать власть и досто- инство великого князя всея Руси и знаки этого достоинства (крест с частицей Животворящего Древа, шапку, скипетр, державу, золотую цепь, порфиру и виссон) святому князю Даниилу Московскому. В 1302 году бездетный князь
Переяславля-Залесского Иоанн заве- щал свое княжество во владение московскому князю Даниилу, которо- го очень любил за доброту. Брат благоверного князя Даниила, власто- любивый князь Андрей Александро- вич, претендуя как старший в роде на Переяславль, послал туда своих на- местников. Встреченные возмущени- ем переяславцев, они вынуждены были удалиться. Присоединение переяславской
земли, Коломны и Можайска способ- ствовало дальнейшему укреплению Московского княжества. 4 марта 1303 года, около 42 лет от
роду, святой князь Даниил преста- вился ко Господу. Перед смертью он принял схиму. Согласно завещанию, святой Даниил был погребен сыновь- ями в Даниловом монастыре, на кладбище близ храма, среди могил почивших иноков этой обители. Благоверный князь Даниил оставил пятерых сыновей: Георгия (впослед- ствии князя Переяславского), Бориса (князя Костромского), Александра (князя Вологодского), Афанасия (кня- зя Новгородского) и Иоанна (великого князя Московского, прозванного Ка- литой). В 1330 году, через 27 лет после
кончины князя Даниила, его млад- ший сын ? князь Иоанн Калита (1325?1340), унаследовавший Мос- кву, перевел Даниловскую обитель в Кремль. По имени кремлевского храма, Спаса на Бору, монастырь стал именоваться Спасским, (В 1490 году, при великом князе Иоанне Васильевиче, эта же обитель, которой стало тесно в Кремле, переехала на новое место', расположившись в Кру- тицах, а монастырь получил наиме- нование Ново-Спасского.) |
Между тем древние постройки
самого Данилова монастыря посте- пенно ветшали. Но святой Даниил незримо охранял свою обитель. «Степенная книга» повествует о
трех напоминаниях благоверного князя о себе. Во время правления Иоанна III святой Даниил явился одному придворному юноше, проез- жавшему мимо монастыря, и сказал ему: «Рцы великому князю Иоанну? се убо сам всячески себя утешавши, меня же почто забвению предал еси?» Иоанн Васильевич с того времени установил петь соборные панихиды о своих почивших родственниках. При Василии Иоанновиче (сыне
Иоанна III) проходил мимо мона- стырского кладбища боярин Василий Шуйский. Некий человек, видя, что Шуйский намеревался сесть на своего коня с могильного камня, предупре- дил, что под этим камнем лежит великий князь Даниил. Шуйский же, видя худость и запустение этого места, ответил: «Мало ли есть тех князей». Внезапно конь под ним вздыбился и Шуйский упал на землю, чуть живой. Раскаявшись в своей дерзости, он повелел отслужить пани- хиду о благоверном князе Данииле. При Иоанне Грозном умирающий
сын одного купца получил исцеление у могилы святого князя Даниила. Царь, удивленный чудесами, возоб- новил древний Данилов монастырь, собрал иноков и построил в 1550? 1560 годах каменную церковь во имя святых отец Седми Вселенских Собо- ров взамен ветхой деревянной. 30 августа 1652 года царь Алексей
Михайлович, по откровению явивше- гося ему святого князя Даниила, прибыл вместе с Патриархом Нико- ном и священным Собором в Данилов монастырь. Обретенные мощи благо- верного князя оказались нетленны- ми. Впоследствии они были положе- ны в серебряную раку, от которой происходило немало исцелений. Тогда же благоверный Даниил
был причислен к лику святых, чти- мых Русской Церковью. В 1729 году обветшавший вер-
хний храм двухэтажной каменной монастырской церкви был разобран и заменен новым, где с 1806 года были устроены приделы во имя святого благоверного князя Даниила Москов- ского и святых страстотерпцев Бори- |
||
|
|||