126
Месяц март
призывами к миру и оставлению
вражды, делами своими воплощая
Евангельские слова: «Любите враги
ваша, добро творите ненавидящим
вас» (Лк. 6, 27).
Эти высокие его качества побуди-
ли общий совет князей великорусских
в 1296 году передать власть и досто-
инство великого князя всея Руси и
знаки этого достоинства (крест с
частицей Животворящего Древа,
шапку, скипетр, державу, золотую
цепь, порфиру и виссон) святому
князю Даниилу Московскому.
В 1302 году бездетный князь
Переяславля-Залесского Иоанн заве-
щал свое княжество во владение
московскому князю Даниилу, которо-
го очень любил за доброту. Брат
благоверного князя Даниила, власто-
любивый князь Андрей Александро-
вич, претендуя как старший в роде на
Переяславль, послал туда своих на-
местников. Встреченные возмущени-
ем переяславцев, они вынуждены
были удалиться.
Присоединение переяславской
земли, Коломны и Можайска способ-
ствовало дальнейшему укреплению
Московского княжества.
4 марта 1303 года, около 42 лет от
роду, святой князь Даниил преста-
вился ко Господу. Перед смертью он
принял схиму. Согласно завещанию,
святой Даниил был погребен сыновь-
ями в Даниловом монастыре, на
кладбище близ храма, среди могил
почивших иноков этой обители.
Благоверный князь Даниил оставил
пятерых сыновей: Георгия (впослед-
ствии князя Переяславского), Бориса
(князя Костромского), Александра
(князя Вологодского), Афанасия (кня-
зя Новгородского) и Иоанна (великого
князя Московского, прозванного Ка-
литой).
В 1330 году, через 27 лет после
кончины князя Даниила, его млад-
ший сын ? князь Иоанн Калита
(1325?1340), унаследовавший Мос-
кву, перевел Даниловскую обитель
в Кремль. По имени кремлевского
храма, Спаса на Бору, монастырь
стал именоваться Спасским, (В 1490
году, при великом князе Иоанне
Васильевиче, эта же обитель, которой
стало тесно в Кремле, переехала на
новое место', расположившись в Кру-
тицах, а монастырь получил наиме-
нование Ново-Спасского.)
Между тем древние постройки
самого Данилова монастыря посте-
пенно ветшали. Но святой Даниил
незримо охранял свою обитель.
«Степенная книга» повествует о
трех напоминаниях благоверного
князя о себе. Во время правления
Иоанна III святой Даниил явился
одному придворному юноше, проез-
жавшему мимо монастыря, и сказал
ему: «Рцы великому князю Иоанну?
се убо сам всячески себя утешавши,
меня же почто забвению предал еси?»
Иоанн Васильевич с того времени
установил петь соборные панихиды о
своих почивших родственниках.
При Василии Иоанновиче (сыне
Иоанна III) проходил мимо мона-
стырского кладбища боярин Василий
Шуйский. Некий человек, видя, что
Шуйский намеревался сесть на своего
коня с могильного камня, предупре-
дил, что под этим камнем лежит
великий князь Даниил. Шуйский же,
видя худость и запустение этого
места, ответил: «Мало ли есть тех
князей». Внезапно конь под ним
вздыбился и Шуйский упал на землю,
чуть живой. Раскаявшись в своей
дерзости, он повелел отслужить пани-
хиду о благоверном князе Данииле.
При Иоанне Грозном умирающий
сын одного купца получил исцеление
у могилы святого князя Даниила.
Царь, удивленный чудесами, возоб-
новил древний Данилов монастырь,
собрал иноков и построил в 1550?
1560 годах каменную церковь во имя
святых отец Седми Вселенских Собо-
ров взамен ветхой деревянной.
30 августа 1652 года царь Алексей
Михайлович, по откровению явивше-
гося ему святого князя Даниила,
прибыл вместе с Патриархом Нико-
ном и священным Собором в Данилов
монастырь. Обретенные мощи благо-
верного князя оказались нетленны-
ми. Впоследствии они были положе-
ны в серебряную раку, от которой
происходило немало исцелений.
Тогда же благоверный Даниил
был причислен к лику святых, чти-
мых Русской Церковью.
В 1729 году обветшавший вер-
хний храм двухэтажной каменной
монастырской церкви был разобран и
заменен новым, где с 1806 года были
устроены приделы во имя святого
благоверного князя Даниила Москов-
ского и святых страстотерпцев Бори-