|
|||
4-й день
|
137
|
||
|
|||
благоухал еси всех благочестивых души и сердца /
от многоцелебнаго твоего гроба/ истекающими многоразличными исцелении и чудесы,/ препо- добие Герасиме, славне молйтвенниче / о благах хвалящих тя. И ныне, Богородичен:
Богородице, Ты еси лоза истинная,/ возрастив-
шая нам Плод живота,/ Тебе молимся:/ молйся, Владычице, со апостолы и всеми святыми/ помй- ловатися душам нашим. Славословие великое и отпуст.
НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА 6БЩА ПРЕПОДОБНЫМ.
|
|||
|
|||
Преподобный Герасим Воло-
годский. В первой половине XII века близ Киева процветала Гнилецкая Успенская обитель, возникшая на месте пещер, где преподобный Феодо- сии, игумен Киево-Печерский (+1074; память 3 мая), ежегодно проводил в уединении и молитве дни Великого поста. После блаженной кончины преподобного многие иноки Киево- Печерского монастыря стали пересе- ляться в это тихое место, постепенно расширяя и устраивая Гнилецкие пещеры по образу пещер родной обители. Сюда и пришел однажды из Киева
преподобный Герасим, прося братию принять его в обитель. Старцы обите- ли наложили на него послушание, после чего постригли его в монаше- ство с именем Герасим, в честь святого Герасима, иже на Иордане (1"475; память 4 марта), празднование которого приходилось на день постри- жения. В те времена среди насельников
Гнилецкой пустыни еще жили лично знавшие Печерских первоначальни- ков. С их помощью началось восхож- дение преподобного Герасима по ду- ховной лествице. В совершенном пос- лушании, непрестанном труде и глу- бокой сердечной молитве проводя дни, преподобный Герасим стремился в своей жизни воплощать уроки святых. Когда он достиг возраста, позво-
лявшего принять священнический сан, то по смирению своему долго от |
этого отказывался, но все же из
послушания братии был рукоположен во иеромонаха. На новой ступени духовного дела-
ния преподобный Герасим ежедневно совершал Святую Евхаристию. По ночам он молился в той самой Феодо- сиевой пещере, которая была освяще- на молитвою столь чтимого им Киево- Печерского игумена. Как и многие из последователей
преподобных Антония и Феодосия, по достижении духовной зрелости от- правлявшиеся в мир проповедовать слово Божие, так и преподобный Герасим направил свой путь из Гни- лецкой пустыни на север. Что побуди- ло его оставить родные места и милую сердцу обитель, когда вышел он из Киевских пределов и как добрался до Вологды ? неизвестно. Возможно, преподобного Герасима стала тяго- тить все более распространявшаяся молва о его иноческих подвигах. Не исключено, что одной из причин, подготовивших его решение, было начавшееся в Киеве политическое неустройство, приведшее к убийству святого благоверного великого князя Игоря (ок. 1146?1147; память 19 сентября и 5 июня). Несомненно, однако, что приход преподобного Ге- расима в вологодские места совер- шился по Промыслу Божию. Север- ные окраины Руси, известные тогда под именем Заволочья, были заселе- ны коренными жителями, называ- емыми «чудью белоглазой». Познако- мившись с христианской верой не |
||
|
|||