4-й день
137
благоухал еси всех благочестивых души и сердца /
от многоцелебнаго твоего гроба/ истекающими
многоразличными исцелении и чудесы,/ препо-
добие Герасиме, славне молйтвенниче / о благах
хвалящих тя.
И ныне, Богородичен:
Богородице, Ты еси лоза истинная,/ возрастив-
шая нам Плод живота,/ Тебе молимся:/ молйся,
Владычице, со апостолы и всеми святыми/ помй-
ловатися душам нашим.
Славословие великое и отпуст.
НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА 6БЩА ПРЕПОДОБНЫМ.
Преподобный Герасим Воло-
годский.
В первой половине XII века
близ Киева процветала Гнилецкая
Успенская обитель, возникшая на
месте пещер, где преподобный Феодо-
сии, игумен Киево-Печерский (+1074;
память 3 мая), ежегодно проводил в
уединении и молитве дни Великого
поста. После блаженной кончины
преподобного многие иноки Киево-
Печерского монастыря стали пересе-
ляться в это тихое место, постепенно
расширяя и устраивая Гнилецкие
пещеры по образу пещер родной
обители.
Сюда и пришел однажды из Киева
преподобный Герасим, прося братию
принять его в обитель. Старцы обите-
ли наложили на него послушание,
после чего постригли его в монаше-
ство с именем Герасим, в честь
святого Герасима, иже на Иордане
(1"475; память 4 марта), празднование
которого приходилось на день постри-
жения.
В те времена среди насельников
Гнилецкой пустыни еще жили лично
знавшие Печерских первоначальни-
ков. С их помощью началось восхож-
дение преподобного Герасима по ду-
ховной лествице. В совершенном пос-
лушании, непрестанном труде и глу-
бокой сердечной молитве проводя
дни, преподобный Герасим стремился
в своей жизни воплощать уроки
святых.
Когда он достиг возраста, позво-
лявшего принять священнический
сан, то по смирению своему долго от
этого отказывался, но все же из
послушания братии был рукоположен
во иеромонаха.
На новой ступени духовного дела-
ния преподобный Герасим ежедневно
совершал Святую Евхаристию. По
ночам он молился в той самой Феодо-
сиевой пещере, которая была освяще-
на молитвою столь чтимого им Киево-
Печерского игумена.
Как и многие из последователей
преподобных Антония и Феодосия, по
достижении духовной зрелости от-
правлявшиеся в мир проповедовать
слово Божие, так и преподобный
Герасим направил свой путь из Гни-
лецкой пустыни на север. Что побуди-
ло его оставить родные места и милую
сердцу обитель, когда вышел он из
Киевских пределов и как добрался до
Вологды ? неизвестно. Возможно,
преподобного Герасима стала тяго-
тить все более распространявшаяся
молва о его иноческих подвигах. Не
исключено, что одной из причин,
подготовивших его решение, было
начавшееся в Киеве политическое
неустройство, приведшее к убийству
святого благоверного великого князя
Игоря (ок. 1146?1147; память
19 сентября и 5 июня). Несомненно,
однако, что приход преподобного Ге-
расима в вологодские места совер-
шился по Промыслу Божию. Север-
ные окраины Руси, известные тогда
под именем Заволочья, были заселе-
ны коренными жителями, называ-
емыми «чудью белоглазой». Познако-
мившись с христианской верой не