|
|||
138
|
Месяц март
|
||
|
|||
позднее XI века от новгородцев, ме-
стное население нуждалось в даль- нейшем просвещении верой Христо- вой. 19 августа 1147 года, после утоми-
тельного и небезопасного странство- вания по лесам и болотам, преподоб- ный Герасим достиг Вологды. Велика была радость путника, увидевшего в посаде церковь ? храм в честь Вос- кресения Христова (перейдя Волгу, он еще не встретил ни одного храма). Сразу за посадом начинался густой лес. Здесь, под ветвями столетних деревьев, никому не ведомый инок устроил себе хижину. Дни и ночи проводил преподобный Герасим в псалмопении и молитве. Вскоре лес- ной отшельник стал известен ме- стным жителям. Обретя в преподоб- ном Герасиме мудрого проповедника слова Божьего, они стали посещать хижину для получения советов и наставлений. Бывая за Божественной литур-
гией в посадской церкви, преподоб- ный Герасим все больше и больше сближался с жителями. Он решил построить для них храм во Имя Пресвятой Троицы и при нем осно- вать иноческую обитель. В те времена на севере России почти еще не было монастырей, потому начинание пре- подобного Герасима жители Вологды восприняли поначалу с некоторым недоумением, как непонятное и не- нужное, причем не только не помога- ли, но подчас даже оказывали проти- водействие. Преподобный Герасим терпеливо
переживал такое отношение волог- жан к начатому им делу, всю надеж- ду возложив на Бога. В одиночку неутомимо работал он в лесу, расчи- щая место для построения храма и обители на ручье Кайсарове, у берега реки Вологды. А когда кто-либо из жителей посада приходил к нему, преподобный смиренно объяснял, что трудится для их пользы, рассказывал о далеком Киеве, о Киево-Печерской обители, ее духовном значении. Кроткие беседы и наставления
инока, его мудрость и терпение все более и более привлекали к нему людей. Нашлись желающие не только помочь преподобному Герасиму в строительстве, но и учиться под его руководством иноческой жизни. Через некоторое время было за-
|
кончено возведение храма и устро-
ение первой в Вологодской области обители, впоследствии ставшей изве- стной как Троицкий Кайсаровский монастырь. 4 марта 1178 года, в день своего
монашеского тезоименитства, препо- добный Герасим скончался. О жизни и подвигах его за более чем тридцати- летний период, прошедший с того времени, как был основан монастырь, сохранилось немного сведений. Цер- ковное предание и народная память свидетельствуют, что все эти годы преподобный Герасим просвещал све- том Евангельского учения Вологод- ский край, одних обращая из языче- ства в Православие, других укрепляя в вере и поддерживая в соблюдении заповедей Христовых, в следовании на пути к Истине. В службе святому говорится о его
апостольской деятельности: «Просве- тил еси верою приходящих к тебе», а в Житии преподобного были записа- ны случаи благодатных исцелений, происходивших при его гробе. Более 400 лет процветала Кайса-
ровская обитель во Имя Пресвятой Троицы, привлекая множество бого- мольцев, пока в сентябре 1612 года не были разрушены при опустошитель- ном нападении неприятеля и город, и монастырь. Оказались утраченными не только исторические памятники и свидетельства, но даже само место погребения преподобного Герасима было трудно установить. Святой чудесным образом позабо-
тился о том, чтобы память о Троиц- ком монастыре не была предана окончательному забвению. Явившись во сне одной старой
жительнице Вологды, страдавшей слепотою 12 лет, преподобный Гера- сим повелел ей отслужить панихиду в бывшем монастыре над его гробом, причем добавил, что место это будет узнано по тому, где будет найден ее платок. На другой день рано утром слепая попросила отвести ее в разру- шенный Троицкий монастырь. Там, с северной его стороны, и был обнару- жен платок старой женщины, которая после совершения панихиды по пре- подобному Герасиму тотчас прозрела. Это чудо вновь сделало известным
место погребения угодника Божьего. «И начата приходити мнози исцеле- ний ради недуг своих и по малу |
||
|
|||