138
Месяц март
позднее XI века от новгородцев, ме-
стное население нуждалось в даль-
нейшем просвещении верой Христо-
вой.
19 августа 1147 года, после утоми-
тельного и небезопасного странство-
вания по лесам и болотам, преподоб-
ный Герасим достиг Вологды. Велика
была радость путника, увидевшего в
посаде церковь ? храм в честь Вос-
кресения Христова (перейдя Волгу,
он еще не встретил ни одного храма).
Сразу за посадом начинался густой
лес. Здесь, под ветвями столетних
деревьев, никому не ведомый инок
устроил себе хижину. Дни и ночи
проводил преподобный Герасим в
псалмопении и молитве. Вскоре лес-
ной отшельник стал известен ме-
стным жителям. Обретя в преподоб-
ном Герасиме мудрого проповедника
слова Божьего, они стали посещать
хижину для получения советов и
наставлений.
Бывая за Божественной литур-
гией в посадской церкви, преподоб-
ный Герасим все больше и больше
сближался с жителями. Он решил
построить для них храм во Имя
Пресвятой Троицы и при нем осно-
вать иноческую обитель. В те времена
на севере России почти еще не было
монастырей, потому начинание пре-
подобного Герасима жители Вологды
восприняли поначалу с некоторым
недоумением, как непонятное и не-
нужное, причем не только не помога-
ли, но подчас даже оказывали проти-
водействие.
Преподобный Герасим терпеливо
переживал такое отношение волог-
жан к начатому им делу, всю надеж-
ду возложив на Бога. В одиночку
неутомимо работал он в лесу, расчи-
щая место для построения храма и
обители на ручье Кайсарове, у берега
реки Вологды. А когда кто-либо из
жителей посада приходил к нему,
преподобный смиренно объяснял, что
трудится для их пользы, рассказывал
о далеком Киеве, о Киево-Печерской
обители, ее духовном значении.
Кроткие беседы и наставления
инока, его мудрость и терпение все
более и более привлекали к нему
людей. Нашлись желающие не только
помочь преподобному Герасиму в
строительстве, но и учиться под его
руководством иноческой жизни.
Через некоторое время было за-
кончено возведение храма и устро-
ение первой в Вологодской области
обители, впоследствии ставшей изве-
стной как Троицкий Кайсаровский
монастырь.
4 марта 1178 года, в день своего
монашеского тезоименитства, препо-
добный Герасим скончался. О жизни
и подвигах его за более чем тридцати-
летний период, прошедший с того
времени, как был основан монастырь,
сохранилось немного сведений. Цер-
ковное предание и народная память
свидетельствуют, что все эти годы
преподобный Герасим просвещал све-
том Евангельского учения Вологод-
ский край, одних обращая из языче-
ства в Православие, других укрепляя
в вере и поддерживая в соблюдении
заповедей Христовых, в следовании
на пути к Истине.
В службе святому говорится о его
апостольской деятельности: «Просве-
тил еси верою приходящих к тебе», а
в Житии преподобного были записа-
ны случаи благодатных исцелений,
происходивших при его гробе.
Более 400 лет процветала Кайса-
ровская обитель во Имя Пресвятой
Троицы, привлекая множество бого-
мольцев, пока в сентябре 1612 года не
были разрушены при опустошитель-
ном нападении неприятеля и город, и
монастырь. Оказались утраченными
не только исторические памятники и
свидетельства, но даже само место
погребения преподобного Герасима
было трудно установить.
Святой чудесным образом позабо-
тился о том, чтобы память о Троиц-
ком монастыре не была предана
окончательному забвению.
Явившись во сне одной старой
жительнице Вологды, страдавшей
слепотою 12 лет, преподобный Гера-
сим повелел ей отслужить панихиду в
бывшем монастыре над его гробом,
причем добавил, что место это будет
узнано по тому, где будет найден ее
платок. На другой день рано утром
слепая попросила отвести ее в разру-
шенный Троицкий монастырь. Там, с
северной его стороны, и был обнару-
жен платок старой женщины, которая
после совершения панихиды по пре-
подобному Герасиму тотчас прозрела.
Это чудо вновь сделало известным
место погребения угодника Божьего.
«И начата приходити мнози исцеле-
ний ради недуг своих и по малу