5-й день
167
Святой Феодор должен был вер*
нуться в Орду. Царица, жена хана
Менгу-Темира, «его любяше зело и
хотяше за него дщерь свою дати».
Такой брак имел бы для Руси большое
значение. Хан долго не соглашался
на него, считая русских князей сво-
ими «улусниками» (т. е. вассалами,
подданными). Выдать дочь за русско-
го князя значило признать за ним
равное достоинство. И еще важнее:
это значило для хана признать пре-
восходство Православия, потому что
прежде венчания нужно было, чтобы
татарская царевна приняла святое
Крещение. Хан пошел на это, слиш-
ком важен для него был союз с Русью:
«и царевну повеле за князя Феодора
дати, и повелел ее прежде крестить,
а православной веры не повелел
осквернить». Так женился святой Фе-
одор на дочери могущественного та-
тарского хана Менгу-Темира, наре-
ченной в крещении Анной. «Царь же
его весьма чтил и повелел ему садить-
ся напротив себя, построил ему дво-
рец, дал князи и боляре на послуже-
ние».
Там, в Орде, и родились у святого
Феодора Черного его сыновья ?
святой благоверный князь Давид
(11321) и святой благоверный князь
Константин. Огромное влияние, кото-
рое святой Феодор приобрел в Орде,
он использовал во славу Русской
земли и Русской Церкви. Правосла-
вие все более укреплялось среди
татар, ордынцы усваивали русские
обычаи, нравы и благочестие.
Русские купцы, зодчие, мастера нес-
ли русскую культуру на берега Дона,
Волги, Урала и дальше до самой
Монголии. До сих пор археологи
находят православные иконы, кре-
сты, лампады по всей территории
прежней Золотой Орды, вошедшей в
состав России. Так начиналось вели-
кое миссионерское движение Русской
Церкви на Восток, просвещение све-
том Евангельской истины всех пле-
мен до Великого океана. Русские
православные князья и их дружинни-
ки, участвуя, как союзники, в мон-
гольских походах, узнавали и осва-
ивали бескрайние просторы Азии,
Сибири и Дальнего Востока. В 1330
году, всего через тридцать лет после
смерти святого Феодора Черного, ки-
тайские летописцы напишут о
русских дружинах в Пекине.
Святой Феодор жил в Сарае до
1290 года, когда «пришла ему весть с
Руси, от града Ярославля, что его сын
первый, князь Михаил преставился».
Дав князю богатые дары и большую
дружину, хан отпустил его на Русь.
Вновь став князем в Ярославле, свя-
той Феодор начал ревностно забо-
титься об усилении и благоустроении
своего города и княжества. Особен-
ную любовь проявлял он к обители
Преображения Господня. Слава его
гремела по всей Руси, все князья
искали с ним дружбы и союза. Но он
больше всех любил сына святого
Александра Невского, Андрея Алек-
сандровича, поддерживал его во всех
начинаниях, когда тот был великим
князем Владимирским, ходил с ним в
походы, делил радость побед и горечь
поражений.
В 1296 году едва не разразилась
кровопролитная братоубийственная
война между двумя группами князей:
на одной стороне были святой Феодор
и великий князь Андрей, на другой ?
святой Михаил Тверской (1*1318; па-
мять 2 ноября) и святой Даниил
Московский (+1303; память 4 марта).
Но кровопролитие Божией помощью
удалось предотвратить. На Влади-
мирском съезде князей (1296)
епископ Владимирский Симеон и
епископ Сарайский Измаил сумели
примирить обе стороны. Сам факт
участия в съезде святого князя Феодо-
ра и Саранского Владыки Измаила
говорит о том, что первый употребил
все свои дипломатические дарования
и влияние в Орде, чтобы способство-
вать установлению мира в Русской
земле.
Не порывались связи святого Фе-
одора Черного и с его отчизной ?
Смоленском, хотя княжить ему там
было непросто. Так, в 1297 году
святой Феодор ходил походом к Смо-
ленску восстановить свои законные
права на Смоленское княжение, за-
хваченное его племянником. Но
взять город и стать снова Смоленским
князем ему в этот раз не довелось.
Вскоре после того похода святой
князь-воин занемог. 18 сентября 1299
года угодник Божий повелел перене-
сти его в Спасо-Преображенский мо-
настырь, чтобы принять монашеское
пострижение. Во время окончания
обряда святой Феодор попросил пре-
рвать священнодействие. По бла-