|
|||
5-й день
|
167
|
||
|
|||
Святой Феодор должен был вер*
нуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, «его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати». Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей сво- ими «улусниками» (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русско- го князя значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать пре- восходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Хан пошел на это, слиш- ком важен для него был союз с Русью: «и царевну повеле за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить». Так женился святой Фе- одор на дочери могущественного та- тарского хана Менгу-Темира, наре- ченной в крещении Анной. «Царь же его весьма чтил и повелел ему садить- ся напротив себя, построил ему дво- рец, дал князи и боляре на послуже- ние». Там, в Орде, и родились у святого
Феодора Черного его сыновья ? святой благоверный князь Давид (11321) и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, кото- рое святой Феодор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Правосла- вие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера нес- ли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кре- сты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось вели- кое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение све- том Евангельской истины всех пле- мен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинни- ки, участвуя, как союзники, в мон- гольских походах, узнавали и осва- ивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, ки- тайские летописцы напишут о русских дружинах в Пекине. |
Святой Феодор жил в Сарае до
1290 года, когда «пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился». Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, свя- той Феодор начал ревностно забо- титься об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особен- ную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Алек- сандровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась
кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой ? святой Михаил Тверской (1*1318; па- мять 2 ноября) и святой Даниил Московский (+1303; память 4 марта). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Влади- мирском съезде князей (1296) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели примирить обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодо- ра и Саранского Владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способство- вать установлению мира в Русской земле. Не порывались связи святого Фе-
одора Черного и с его отчизной ? Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смо- ленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, за- хваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось. Вскоре после того похода святой
князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перене- сти его в Спасо-Преображенский мо- настырь, чтобы принять монашеское пострижение. Во время окончания обряда святой Феодор попросил пре- рвать священнодействие. По бла- |
||
|
|||