6-й день
179
смердение греха и зловоние прародйтельскаго
тления. Наречем ли Тя юною Непорочною Девою,
не познавшей брака? Но Ты и до старости
пребыла Неискусобрачною и девственною до
рождения, и в рождении, и по рождении Сына
пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою
Марйею, превозшедшею Своею чистотою всех
матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила
Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих
персех и питала Твоим матеро девственным мле-
ком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со
страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и
Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О,
войстинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах,
неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим
Божественным ликом припадаем и пред Твоими
святыми стопами повергаем и слагаем все наши
мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их
Твоим Богоматерним призрением и вознеси их,
яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко мало-
ценную лепту нашей духовной нищеты, к Престо-
лу Сына Твоего, Спасителя нашего, да ймиже
весть судьбами управит наш путь ко спасению и
наследию Царствия Его, не имущаго конца во
веки веков. Аминь.
Икона Божией Матери, имену-
емая «Благодатное Небо», нахо-
дится в иконостасе московского Ар-
хангельского собора в Кремле (в
нижнем ряду, слева от Царских врат).
Пресвятая Богородица изображена
на иконе в рост, на левой руке
Ее?Младенец Иисус. На главе Ца-
рицы Небесной ? корона. Подобная
же корона, символизирующая духов-
ную власть, венчает главу Богомла-
денца. Множество лучей, образу-
ющих золотое сияние, исходит от
Пресвятой Девы и Богомладенца во
все стороны. Это сияние замкнуто в
пурпурной сфере (мандорле), симво-
лизирующей Божественную славу.
Вся икона озарена светом неземной
красоты, являясь как бы окном в
потусторонний мир, напоминая о ви-
дении святого Иоанна Богослова: «И
явилось на небе великое знамение:
Жена, облеченная в солнце...» (Откр.
12, 1). Про икону «Благодатное Небо»
достоверно известно, что она до нача-
ла XV века находилась в Смоленске.
Этот исконный русский город в нача-
ле XV века был временно присоеди-
нен к Литовскому княжеству. Дочь
великого литовского князя Витовта
(+1430) София, став супругой велико-
го князя Московского Василия Дмит-
риевича (1389?1425), взяла чудо-
творную икону Божией Матери
■ Благодатное Небо» с собой в Москву.
У иконы есть и другое название: «Что
Тя наречем». Названия эти восходят
к Богородичну 1-го часа: «Что Тя
наречем, о Благодатная? Небо, яко
возсияла еси Солнце Правды; рай,
яко прозябла еси Цвет нетления;
Деву, яко пребыла еси нетленна;
Чистую Матерь, яко имела еси на
святых Твоих объятиях Сына, всех
Бога. Того моли спастися душам
нашим». Кроме 6 марта, празднова-
ние в честь иконы Божией Матери
совершается в Неделю Всех святых.