202
Месяц март
Богородичен: Носящи Христа на объятиих,
рукою носящаго вся, Богоблагодатная Отрокови-
ца, / дивящися, вопияше, глаголющи: / како и Сына
познаваю Тя и Творца Моего непостижймаго?
Святые священномученики
епископы Херсонесские Ефрем,
Василий, Евгений,
Елттидий, Ага-
фодор, Еферий и Капитон в разное
время были епископами в Херсонесе
Таврическом (Крым). Они благове-
ствовали Христа и запечатлели свою
проповедь мученической смертью в
городе, из которого впоследствии вос-
сиял для Руси свет истинной веры.
Святой равноапостольный князь Вла-
димир, крестивший киевлян в 988 го-
ду, сам принял Святое Крещение в
987 году в Херсонесе.
Начало просвещения Тавриды
(Крымского полуострова) верой Хри-
стовой положено, по преданию, свя-
тым апостолом Андреем Первозван-
ным. Затем распространению здесь
христианства способствовали его же
гонители: римские императоры ссы-
лали сюда исповедников Христа. Так,
в царствование императора Траяна
сослан был в Херсонес святой Кли-
мент, епископ Римский (память 25
ноября), ученик святого апостола
Павла.
В 16-й год царствования импера-
тора Диоклитиана (301) Патриарх
Иерусалимский послал в страну тав-
роскифскую, в город Херсонес еписко-
пов Ефрема и Василия. Мирно труди-
лись они, насаждая Церковь Божию.
Затем святой Ефрем отправился к
скифам, жившим по Дунаю, где и
принял от них мученическую кончи-
ну через усекновение честной главы.
Это (год кончины неизвестен) было
7 марта.
Святой Василий продолжал в Хер-
сонесе апостольские труды, обли-
чая заблуждения идолопоклонников.
Подвергшись поруганию и избиению,
он был изгнан. Святой удалился на
гору неподалеку от Херсонеса и жил в
пещере. Изгнанный за имя Христово,
он молил непрестанно Бога за изгнав-
ших его.
В то время в Херсонесе умер
юноша, единственный сын у одного
из знатных горожан, и был погребен
вне города. Наступила ночь, но роди-
тели не отходили от гроба. Во сне им
явился умерший сын и слезно молил
обратиться к святому Василию, жив-
шему в пещере. Когда святой Васи-
лий, силою Божией освятив воду,
возлил ее на умершего, призывая
помощь Святой Троицы, мертвый
юноша ожил. С почетом был святой
Василий введен в город, многие уве-
ровали и крестились.
Видя запустение своих капищ,
диавол вошел в сердца обитавших в
Херсонесе иудеев, и те вооружили
против святителя Христова слепот-
ствующий народ. Вооруженная толпа
напала ночью на его дом, схватила
его и, связав, влачила по улицам,
пока, наконец, не забила до смерти
камнями и палками. Тело святителя
было брошено вне города, но звери не
тронули его. Это произошло 7 марта
309 года. Останки святого христиане
похоронили в пещере.
Один из учеников святого Васи-
лия отправился морем в страну Гелес-
понтскую и встретил там трех еписко-
пов, выехавших из Иерусалима вме-
сте с Василием и Ефремом: Евгения,
Елпидия и Агафодора. Узнав об уча-
сти, постигшей святого Василия, они
прославили Бога, увенчавшего его
мученическим венцом, и решились
сами ехать в Херсонес, чтобы продол-
жить святое дело просвещения языч-
ников. В Херсонесе они с жертвенной
самоотверженностью проповедовали
Евангелие, но вскоре претерпели му-
ченическую смерть (не позднее
311 года). Святых мучеников побили
камнями. Тела их бросили за город-
ской стеной без погребения, но хри-
стиане тайно взяли их и с благогове-
нием предали честному погребению в
той же пещере.
Через несколько лет, уже в цар-
ствование Константина Великого, из
Иерусалима прибыл в Херсонес
епископ Еферий. Язычники продол-
жали жестоко притеснять христиан,
и он вынужден был отправиться в
Константинополь, чтобы прибегнуть
к покровительству императора, скло-
нявшегося уже к принятию христиан-
ства. Благодаря этому христиане