|
|||
202
|
Месяц март
|
||
|
|||
Богородичен: Носящи Христа на объятиих,
рукою носящаго вся, Богоблагодатная Отрокови- ца, / дивящися, вопияше, глаголющи: / како и Сына познаваю Тя и Творца Моего непостижймаго? |
|||
|
|||
Святые священномученики
епископы Херсонесские Ефрем, Василий, Евгений, Елттидий, Ага- фодор, Еферий и Капитон в разное время были епископами в Херсонесе Таврическом (Крым). Они благове- ствовали Христа и запечатлели свою проповедь мученической смертью в городе, из которого впоследствии вос- сиял для Руси свет истинной веры. Святой равноапостольный князь Вла- димир, крестивший киевлян в 988 го- ду, сам принял Святое Крещение в 987 году в Херсонесе. Начало просвещения Тавриды
(Крымского полуострова) верой Хри- стовой положено, по преданию, свя- тым апостолом Андреем Первозван- ным. Затем распространению здесь христианства способствовали его же гонители: римские императоры ссы- лали сюда исповедников Христа. Так, в царствование императора Траяна сослан был в Херсонес святой Кли- мент, епископ Римский (память 25 ноября), ученик святого апостола Павла. В 16-й год царствования импера-
тора Диоклитиана (301) Патриарх Иерусалимский послал в страну тав- роскифскую, в город Херсонес еписко- пов Ефрема и Василия. Мирно труди- лись они, насаждая Церковь Божию. Затем святой Ефрем отправился к скифам, жившим по Дунаю, где и принял от них мученическую кончи- ну через усекновение честной главы. Это (год кончины неизвестен) было 7 марта. Святой Василий продолжал в Хер-
сонесе апостольские труды, обли- чая заблуждения идолопоклонников. Подвергшись поруганию и избиению, он был изгнан. Святой удалился на гору неподалеку от Херсонеса и жил в пещере. Изгнанный за имя Христово, он молил непрестанно Бога за изгнав- ших его. В то время в Херсонесе умер
юноша, единственный сын у одного из знатных горожан, и был погребен вне города. Наступила ночь, но роди- тели не отходили от гроба. Во сне им |
явился умерший сын и слезно молил
обратиться к святому Василию, жив- шему в пещере. Когда святой Васи- лий, силою Божией освятив воду, возлил ее на умершего, призывая помощь Святой Троицы, мертвый юноша ожил. С почетом был святой Василий введен в город, многие уве- ровали и крестились. Видя запустение своих капищ,
диавол вошел в сердца обитавших в Херсонесе иудеев, и те вооружили против святителя Христова слепот- ствующий народ. Вооруженная толпа напала ночью на его дом, схватила его и, связав, влачила по улицам, пока, наконец, не забила до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено вне города, но звери не тронули его. Это произошло 7 марта 309 года. Останки святого христиане похоронили в пещере. Один из учеников святого Васи-
лия отправился морем в страну Гелес- понтскую и встретил там трех еписко- пов, выехавших из Иерусалима вме- сте с Василием и Ефремом: Евгения, Елпидия и Агафодора. Узнав об уча- сти, постигшей святого Василия, они прославили Бога, увенчавшего его мученическим венцом, и решились сами ехать в Херсонес, чтобы продол- жить святое дело просвещения языч- ников. В Херсонесе они с жертвенной самоотверженностью проповедовали Евангелие, но вскоре претерпели му- ченическую смерть (не позднее 311 года). Святых мучеников побили камнями. Тела их бросили за город- ской стеной без погребения, но хри- стиане тайно взяли их и с благогове- нием предали честному погребению в той же пещере. Через несколько лет, уже в цар-
ствование Константина Великого, из Иерусалима прибыл в Херсонес епископ Еферий. Язычники продол- жали жестоко притеснять христиан, и он вынужден был отправиться в Константинополь, чтобы прибегнуть к покровительству императора, скло- нявшегося уже к принятию христиан- ства. Благодаря этому христиане |
||
|
|||