|
|||
210
|
Месяц март
|
||
|
|||
В 787 году святитель Тарасий,
Патриарх Константинопс^гьский, со- звал в Никее VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Надо полагать, святой Феофилакт
был одним из участников Собора, вместе со своим другом святым Миха- илом, будущим епископом Синад- ским (+821; память 23 мая). Зная о высокой духовности, стремлении и готовности к иноческой жизни свято- го Феофилакта, святитель Тарасий благословил его принять монашество. Вместе с ним принял монашество и святой Михаил Синадский. Оба ино- ка были посланы святителем Тараси- ем в новосооруженный монастырь на берегу Черного моря. Здесь они под- визались, следуя строгим правилам пустынножительства, в посте и мо- литве, богомыслии и иноческих тру- дах. Оба столь преуспели в духовном подвиге, что стяжали у Господа дар чудотворений. Однажды, во время жатвы, стоял
сильный зной и люди изнемогали от великой жажды. Святой Феофилакт вместе со своим другом святым Миха- илом помолились Богу и испросили у Господа особую милость: пустой мед- ный сосуд стал источать воду в количестве достаточном для потреб- ностей. Чудо это было подобно ветхо- заветным чудесам, когда Бог извел воду из камня (Исх. 17, 6) или когда сухие кости стали источником живо- творной воды для умиравшего от жажды Сампсона (Суд. 15, 19). После того, как святые Феофилакт
и Михаил просияли добродетельным житием своим и укрепили вверенный их попечению монастырь, Патриарх Тарасий, который знал о многих их достоинствах по прежней дружбе и высоко ценил их способности к духов- ному водительству паствой, посвятил обоих в епископский сан. Святой Михаил был послан епископом в Синад, а святой Феофилакт постав- лен епископом в Никомидии. Возглавляя Никомидийскую Цер-
ковь, святитель Феофилакт проявил исключительную заботу о спасении вверенной ему паствы. Он построил несколько храмов, больниц и стран- ноприимных домов, ежедневно тво- рил неисчетную милостыню нужда- ющимся. Святитель Феофилакт уча- стливо опекал сирот, вдов и больных. Он сам служил больным, немощным, |
калекам; обходя богадельни и улицы
города с сосудом теплой воды, святи- тель Феофилакт своими руками омы- вал раны страждущих, не гнушаясь даже прокаженных. Когда императорский трон занял
иконоборец Лев V Армянин (813? 820), иконоборческая ересь вспыхну- ла с новой силой. Преемник святите- ля Тарасия Патриарх Константино- польский святой Никифор (806?815; +828; память 2 июня) созвал верных Православию и преданных ему епис- копов: Бмилиана Кизикского, Евфи- мия Сардийского, Иосифа Фессалони- кийского, Евдоксия Амморийского, Михаила Синадского и святителя Феофилакта Никомидийского. Святитель Феофилакт вместе с
этими епископами и Патриархом Никифором отправились к императо- ру Льву Армянину, которого долго увещевали отвратиться от ереси, по- каяться и прекратить гонение на православных, почитающих иконы. Император остался глух к доводам святых отцов, обличавших ересь. Ког- да же он высказал свое враждебное к Православию отношение, святитель Феофилакт предсказал императору: «Я знаю, что, оскорбляя Божие долго- терпение и пренебрегая своим спасе- нием, ты противишься древнему пре- данию святых отцов и смущаешь Церковь. Но, подобно буре, настигнет тебя внезапно лютая пагуба. Впоследствии это пророчество сбы-
лось. Лев Армянин, преисполнившись ярости, осудил епископов на заточе- ние в различные места: святого Пат- риарха Никифора ? на остров Про- коннис (в Мраморном море), святите- ля Михаила Синадского?в Евдоки- аду, других в иные места, а святителя Феофилакта в приморский город Стровул в Карий (юго-западная об- ласть Малой Азии). Там святитель Феофилакт провел в утеснении и скорбях остальное время своей жиз- ни, около тридцати лет, и преставился ко Господу 8 марта (около 842? 845). При императрице Феодбре (842?
855) иконоборчество потерпело пора- жение и Православие восторжество- вало. Честное тело святителя Феофи- лакта с надлежащими почестями бы- ло перенесено из места изгнания в Никомидию и положено в созданном им храме. |
||
|
|||