9-й день
235
поем в среду на хвалйтех. Таже вход, прокимен, и чтения
дне, и Да исправится:
Аще же не будет преждесвященныя.
И во вторник вечера, на Господи, воззвах: стихиры
Креста
на 6, святых же мучеников 40 отдается праздник на
часех, якоже указася в понедельник 2-я недели постов.
Аще ли случится 40 мученик в четверток великаго
канона.
И поется служба их вся во вторник напредь тояжде
недели.
Аще ли случится 40 мученик в субботу акафиста.
И поем службу их
в неделю 5-ю постов.
Святые 40 мучеников Сева-
стийских. «В царство Лициния нече-
стивого»?так начинается житие 40
мучеников, в Севастийском озере
мучившихся. Лициний (Ликиний)
(308?324) ? зять и соправитель им-
ператора Константина I Великого
(306?337), вместе с ним подписав-
ший эдикт 313 года о свободе испове-
дания христианской веры. Но если
императора Константина отличали
государственная мудрость и благоче-
стие, то для лицемерного и коварного
Лициния это был вынужденный по-
литическими обстоятельствами шаг.
И после эдикта 313 года гонения на
христиан в подвластных Лицинию
областях продолжались.
В описываемое время (ок. 320) в
городе Севастии (Малая Армения, в
то время римская провинция) стояло
римское войско во главе с военачаль-
ником Агриколаем, ревностным
язычником. Перед военными дей-
ствиями и в языческие праздники
совершались тогда ритуальные жер-
твоприношения (после эдикта 313
года соблюдение этого ритуала цели-
ком зависело от военачальника). В
войске Агриколая находились 40 во-
инов-христиан, родом из Каппадокии
(область, входившая в состав Визан-
тийской империи, ныне на террито-
рии Турции), отличившихся в боях
мужеством и стойкостью. Из них трое:
Кирион, Кандид и Домн были знато-
ками Священного Писания. Этих-то
40 человек решил Агриколай прину-
дить принести жертвы языческим
идолам.
Но воины отказались, сказав, что
если в боях за царя земного они были
неустрашимы (как он и сам говорил),
то насколько тверже надо им стоять
за Царя Небесного. Агриколай приг-
розил им бесчестием и велел отвести
в темницу. В темнице воины стали
громко петь 90-й псалом «Живый в
помощи Вышняго». В полночь им
явился Господь, и услышали они
слова: «Добр есть начаток изволения
вашего, но лретерпевый до конца, той
спасен будет» (Мф. 10, 22).
Наутро, уговаривая воинов от-
речься от Христа, Агриколай начал с
похвал и обещаний. Услышав реши-
тельный отказ, он велел заковать их и
бросить в темницу. Один из воинов,
святой Кирион, остановил его, напом-
нив, что он не имеет права налагать
оковы на воинов императора. Агрико-
лай смутился и приказал отвести их в
темницу, сняв оковы, сам же стал
ждать прибытия правителя области,
знатного сановника Лисия. Тем вре-
менем святой Кирион в тюрьме на-
ставлял своих товарищей: «Сдружив-
шись на войне,?говорил он,? мы
теперь становимся друзьями о Госпо-
де, чтобы не разлучаться во веки и
вместе совершить христианский
подвиг».
Прошло семь дней. По прибытии
Лисия святых воинов вызвали на
судебное разбирательство. Им вновь
предлагали почести и награды, чтобы
они совершили языческие жертво-
приношения. Но святые ничуть не
поколебались, твердо исповедуя веру
в воплотившегося Сына Божия?
Господа Иисуса Христа. В тюрьме,
куда их увели, воины стали петь