264
Месяц март
стыре, во всем проявляя смирение и
послушание, усиленно предаваясь
молитве и посту. Молва о его доброде-
телях дошла до святителя Симеона,
архиепископа Новгородского (1415?
1421), который призвал инока Евфи-
мия и назначил его своим экономом
(вероятно, тогда же святой Евфимий
был возведен в сан иеромонаха). В
новой и весьма ответственной долж-
ности святой Евфимий не только
честно и исправно вел хозяйственные
дела огромной епархии, но и не
оставлял своих иноческих подвигов,
вызывая всеобщее изумление. Так
продолжалось и при преемнике свя-
тителя Симеона, нареченном архи-
епископе Феодосии (1421 ?1423).
При архиепископе Новгородском
Евфимии Брадатом (1423?1428)
святой Евфимий отпросился на без-
молвие в Хутынский монастырь.
Вскоре по просьбе иноков Лисицкого
(основан в конце XIV в.) Рождество-
Богородицкого монастыря он принял
игуменство в этой обители (в семи
верстах к северу от Новгорода). В
течение пяти лет игумен Евфимий
управлял Лисицким монастырем, по-
давая всем инокам пример духовной
мудрости, простоты и добросердечия.
После кончины архиепископа Ев-
фимия Брадатого (+1 ноября 1428)
новгородцы единогласно избрали на
вече своим архиепископом игумена
Лисицкого монастыря святого Евфи-
мия. В течение нескольких лет
(1429?1434) священноинок Евфи-
мий оставался нареченным еписко-
пом, так как его посвящение затруд-
нялось различными внешними обсто-
ятельствами. В это время святой
Евфимий укрепил крепостные соору-
жения Новгорода и Порхова и, обес-
печив безопасность Новгородской
земли от нападений литовцев, нем-
цев и шведов, приступил к благоу-
строению своей епархии. В 1433 году
он построил сохранившуюся поныне
Владычную палату (ее обычно назы-
вают Грановитой палатой). В следу-
ющем году святой Евфимий получил
посвящение в сан архиепископа в
Смоленске, от митрополита Киевско-
го и всея Руси Герасима (т1435).
Первым делом после посвящения
святитель Евфимий урегулировал и
упрочил дружественные отношения
Новгорода с Псковом (с этой целью он
посетил в 1435 году Псков), что имело
большое значение для отражения
возможной агрессии с северо-запада.
В 1448 году совместные новгородско-
псковские силы нанесли поражение
немцам и шведам и отстояли северо-
западные границы Руси. В то же
время, верный долгу миротворчества,
святитель Евфимий стремился ула-
дить конфликты с великим князем
Московским Василием II мирным пу-
тем. Так, в 1456 году в местечке
Яжелбицах в результате переговоров
святителя Евфимия с Василием II
был заключен мирный договор, став-
ший поворотным моментом в истории
московско-новгородских отношений.
Несмотря на то, что в Новгороде были
сторонники активных военных дей-
ствий против Василия II, политика
умиротворения, которую проводил
святитель Евфимий, одержала верх.
Благодаря миру и общественному
спокойствию в Новгородской земле,
святитель Евфимий предпринял и
успешно завершил целый ряд стро-
ительных и реставрационных начи-
наний. Каждый год его продолжи-
тельного святительства был ознаме-
нован сооружением или реставра-
цией храмов и других строений;
среди них Софийский собор и Часо-
звоня, церкви Бориса и Глеба, Жен-
мироносиц, Ивана на Опоках, Ильи
пророка на Славне, 12-ти Апостолов,
Иоанна Златоуста и многие другие в
Новгороде, Спасо-Преображенский
собор в г. Старой Руссе, Никольский
храм в Вяжищском монастыре, храм
во имя Трех Святителей в Отенской
пустыни, храм во имя святого Григо-
рия Великого, просветителя Арме-
нии, в Хутынском монастыре, Избор-
ская и Староладожская крепости.
По откровению свыше, святитель
Евфимий установил в 1439 году
общее празднование новгородским
святителям, почивающим в Софий-
ском соборе (4 октября и 10 февраля),
обрел мощи святителя Иоанна, пер-
вого Новгородского архиепископа
(+1185), освидетельствовал мощи пре-
подобного Варлаама Хутынского (1"6
ноября 1192). По существу это было
первое на Руси освидетельствование
(«смотрение») святых мощей.
Дорожа верою предков и свято их
почитая, святитель Евфимий ревно-
стно заботился и об умножении душе-
полезных книг, и о сохранении памя-
ти народной, запечатленной в лето-