|
|||
264
|
Месяц март
|
||
|
|||
стыре, во всем проявляя смирение и
послушание, усиленно предаваясь молитве и посту. Молва о его доброде- телях дошла до святителя Симеона, архиепископа Новгородского (1415? 1421), который призвал инока Евфи- мия и назначил его своим экономом (вероятно, тогда же святой Евфимий был возведен в сан иеромонаха). В новой и весьма ответственной долж- ности святой Евфимий не только честно и исправно вел хозяйственные дела огромной епархии, но и не оставлял своих иноческих подвигов, вызывая всеобщее изумление. Так продолжалось и при преемнике свя- тителя Симеона, нареченном архи- епископе Феодосии (1421 ?1423). При архиепископе Новгородском
Евфимии Брадатом (1423?1428) святой Евфимий отпросился на без- молвие в Хутынский монастырь. Вскоре по просьбе иноков Лисицкого (основан в конце XIV в.) Рождество- Богородицкого монастыря он принял игуменство в этой обители (в семи верстах к северу от Новгорода). В течение пяти лет игумен Евфимий управлял Лисицким монастырем, по- давая всем инокам пример духовной мудрости, простоты и добросердечия. После кончины архиепископа Ев-
фимия Брадатого (+1 ноября 1428) новгородцы единогласно избрали на вече своим архиепископом игумена Лисицкого монастыря святого Евфи- мия. В течение нескольких лет (1429?1434) священноинок Евфи- мий оставался нареченным еписко- пом, так как его посвящение затруд- нялось различными внешними обсто- ятельствами. В это время святой Евфимий укрепил крепостные соору- жения Новгорода и Порхова и, обес- печив безопасность Новгородской земли от нападений литовцев, нем- цев и шведов, приступил к благоу- строению своей епархии. В 1433 году он построил сохранившуюся поныне Владычную палату (ее обычно назы- вают Грановитой палатой). В следу- ющем году святой Евфимий получил посвящение в сан архиепископа в Смоленске, от митрополита Киевско- го и всея Руси Герасима (т1435). Первым делом после посвящения святитель Евфимий урегулировал и упрочил дружественные отношения Новгорода с Псковом (с этой целью он посетил в 1435 году Псков), что имело |
большое значение для отражения
возможной агрессии с северо-запада. В 1448 году совместные новгородско- псковские силы нанесли поражение немцам и шведам и отстояли северо- западные границы Руси. В то же время, верный долгу миротворчества, святитель Евфимий стремился ула- дить конфликты с великим князем Московским Василием II мирным пу- тем. Так, в 1456 году в местечке Яжелбицах в результате переговоров святителя Евфимия с Василием II был заключен мирный договор, став- ший поворотным моментом в истории московско-новгородских отношений. Несмотря на то, что в Новгороде были сторонники активных военных дей- ствий против Василия II, политика умиротворения, которую проводил святитель Евфимий, одержала верх. Благодаря миру и общественному
спокойствию в Новгородской земле, святитель Евфимий предпринял и успешно завершил целый ряд стро- ительных и реставрационных начи- наний. Каждый год его продолжи- тельного святительства был ознаме- нован сооружением или реставра- цией храмов и других строений; среди них Софийский собор и Часо- звоня, церкви Бориса и Глеба, Жен- мироносиц, Ивана на Опоках, Ильи пророка на Славне, 12-ти Апостолов, Иоанна Златоуста и многие другие в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в г. Старой Руссе, Никольский храм в Вяжищском монастыре, храм во имя Трех Святителей в Отенской пустыни, храм во имя святого Григо- рия Великого, просветителя Арме- нии, в Хутынском монастыре, Избор- ская и Староладожская крепости. По откровению свыше, святитель
Евфимий установил в 1439 году общее празднование новгородским святителям, почивающим в Софий- ском соборе (4 октября и 10 февраля), обрел мощи святителя Иоанна, пер- вого Новгородского архиепископа (+1185), освидетельствовал мощи пре- подобного Варлаама Хутынского (1"6 ноября 1192). По существу это было первое на Руси освидетельствование («смотрение») святых мощей. Дорожа верою предков и свято их
почитая, святитель Евфимий ревно- стно заботился и об умножении душе- полезных книг, и о сохранении памя- ти народной, запечатленной в лето- |
||
|
|||