11-й день
265
писании. Под его руководством в
Новгороде собирались исторические и
агиографические материалы, велась
интенсивная работа по переписке
старых и созданию новых летописных
сводов. Наиболее значительным
письменным памятником той поры,
оказавшим влияние на все последу-
ющее русское летописание, стал
Новгородско-Софийский летописный
свод 1448 года.
При дворе святителя Евфимия
жил и работал в 1438?1440 годах
выдающийся агиограф Средневе-
ковья Пахомий Логофет (Серб), кото-
рый написал в Новгороде несколько
житий и служб русским святым, а
впоследствии, после кончины святи-
теля Евфимия, составил его жизне-
описание.
Святитель Евфимий не жалел
средств?на собирание, хранение и
переписку различных рукописей, осо-
бенно богослужебных сборников. По
его инициативе значительно расши-
рилось книгохранилище новгород-
ской библиотеки при Софийском
соборе.
Приближаясь к концу своей зем-
ной жизни, святитель Евфимий по
милости Вожией сохранил ясный ум
и твердую волю, продолжал весьма
плодотворную деятельность. Он
многое сделал для благоустроения
далекой Соловецкой Спасо-Пре-
ображенской обители, основанной по
его благословению преподобными
Савватием (1-1435), Германом (1-1479)
и Зосимой (1-1478) Соловецкими. Бу-
дучи доступным и милосердным для
нищих и бедных, отличаясь исключи-
тельной отзывчивостью, душевной
добротой и смирением, святитель Ев-
фимий в то же время был весьма
строг во всем, что касается соблюде-
ния заповедей Господних и церков-
ных установлений. Для него не было
в этом отношении разницы между
богатым и неимущим, ибо все долж-
ны ответить Господу за свои грехи.
«Если кто, сильный властью и богат-
ством, хотел сделать что-либо зако-
нопреступное, с твердостию сопротив-
лялся владыка Евфимий; если же
опять кто-либо думал молением и
дарами или молвою народною его
преклонить, чтобы не обличал и не
запрещал, никогда не мог обрести в
нем послабления...» Особую ревность
проявлял святитель Евфимий против
незаконных браков и блуда. Духов-
ный авторитет его был весьма велик
благодаря личной аскезе и молитвен-
ным бдениям. Слово святителя явля-
лось решающим во многих исключи-
тельных случаях.
Предчувствуя приближение кон-
чины, святитель Евфимий поспешил
примириться со святителем Ионой,
Митрополитом Московским, который
был недоволен тем обстоятельством,
что в Новгороде несколько лет тому
назад нашел приют князь Димитрий
Шемяка, враждовавший с царем Ва-
силием II.
При. наступлении Великого поста
1458 года святитель Евфимий оста-
вил Новгород и затворился в своей
келлии в Лисицком монастыре. Во
все дни первой седмицы Великого
поста он ходил на соборное служение.
Перед самой кончиной святитель Ев-
фимий простился с братией обители.
Приобщившись Святых Тайн, он пре-
ставился ко Господу 11 марта 1458
года. Тело святителя Евфимия, опла-
канного всем Новгородом, было пере-
несено в Софийский собор Новгорода,
где совершилось торжественное отпе-
вание. По завещанию святителя, его
погребли в соборном храме во имя
Святителя Николая в Вяжищском
монастыре. Тяжелые вериги, которые
святитель тайно носил на себе, были
положены при его гробе.
Вскоре после этого у раки с моща-
ми святителя Евфимия стали полу-
чать чудесные исцеления многие
больные, притекавшие с верою в его
помощь. К началу 60-х годов XV века
относится составление службы и мо-
литвы святителю Евфимию.
В 1983 году Русская Православ-
ная Церковь торжественно отпраз-
дновала 525-летие со времени его
преставления.
Литература
1.  Житие святителя Евфимия, ар-
хиепископа Новгородского. СПб.,
1869; СПб., 1875; Новгород, 1887.
2.  Служба и житие иже во святых
отца нашего Евфимия, архиепископа
Новгородского, чудотворца. СПб.,
1907.
3.  Протоиерей П. И. Тихоми-
ров. Кафедра Новгородских святите-
лей со времени введения христиан-