|
|||
11-й день
|
265
|
||
|
|||
писании. Под его руководством в
Новгороде собирались исторические и агиографические материалы, велась интенсивная работа по переписке старых и созданию новых летописных сводов. Наиболее значительным письменным памятником той поры, оказавшим влияние на все последу- ющее русское летописание, стал Новгородско-Софийский летописный свод 1448 года. При дворе святителя Евфимия
жил и работал в 1438?1440 годах выдающийся агиограф Средневе- ковья Пахомий Логофет (Серб), кото- рый написал в Новгороде несколько житий и служб русским святым, а впоследствии, после кончины святи- теля Евфимия, составил его жизне- описание. Святитель Евфимий не жалел
средств?на собирание, хранение и переписку различных рукописей, осо- бенно богослужебных сборников. По его инициативе значительно расши- рилось книгохранилище новгород- ской библиотеки при Софийском соборе. Приближаясь к концу своей зем-
ной жизни, святитель Евфимий по милости Вожией сохранил ясный ум и твердую волю, продолжал весьма плодотворную деятельность. Он многое сделал для благоустроения далекой Соловецкой Спасо-Пре- ображенской обители, основанной по его благословению преподобными Савватием (1-1435), Германом (1-1479) и Зосимой (1-1478) Соловецкими. Бу- дучи доступным и милосердным для нищих и бедных, отличаясь исключи- тельной отзывчивостью, душевной добротой и смирением, святитель Ев- фимий в то же время был весьма строг во всем, что касается соблюде- ния заповедей Господних и церков- ных установлений. Для него не было в этом отношении разницы между богатым и неимущим, ибо все долж- ны ответить Господу за свои грехи. «Если кто, сильный властью и богат- ством, хотел сделать что-либо зако- нопреступное, с твердостию сопротив- лялся владыка Евфимий; если же опять кто-либо думал молением и дарами или молвою народною его преклонить, чтобы не обличал и не запрещал, никогда не мог обрести в нем послабления...» Особую ревность проявлял святитель Евфимий против |
незаконных браков и блуда. Духов-
ный авторитет его был весьма велик благодаря личной аскезе и молитвен- ным бдениям. Слово святителя явля- лось решающим во многих исключи- тельных случаях. Предчувствуя приближение кон-
чины, святитель Евфимий поспешил примириться со святителем Ионой, Митрополитом Московским, который был недоволен тем обстоятельством, что в Новгороде несколько лет тому назад нашел приют князь Димитрий Шемяка, враждовавший с царем Ва- силием II. При. наступлении Великого поста
1458 года святитель Евфимий оста- вил Новгород и затворился в своей келлии в Лисицком монастыре. Во все дни первой седмицы Великого поста он ходил на соборное служение. Перед самой кончиной святитель Ев- фимий простился с братией обители. Приобщившись Святых Тайн, он пре- ставился ко Господу 11 марта 1458 года. Тело святителя Евфимия, опла- канного всем Новгородом, было пере- несено в Софийский собор Новгорода, где совершилось торжественное отпе- вание. По завещанию святителя, его погребли в соборном храме во имя Святителя Николая в Вяжищском монастыре. Тяжелые вериги, которые святитель тайно носил на себе, были положены при его гробе. Вскоре после этого у раки с моща-
ми святителя Евфимия стали полу- чать чудесные исцеления многие больные, притекавшие с верою в его помощь. К началу 60-х годов XV века относится составление службы и мо- литвы святителю Евфимию. В 1983 году Русская Православ-
ная Церковь торжественно отпраз- дновала 525-летие со времени его преставления. |
||
Литература
1. Житие святителя Евфимия, ар-
хиепископа Новгородского. СПб., 1869; СПб., 1875; Новгород, 1887. 2. Служба и житие иже во святых
отца нашего Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца. СПб., 1907. 3. Протоиерей П. И. Тихоми-
ров. Кафедра Новгородских святите- лей со времени введения христиан- |
|||
|
|||